ДУШАНБЕ, 3 окт — Sputnik, Рубен Гарсия. Если верить археологам, первое крупное поселение на месте современного Душанбе появилось уже в конце III века до н. э. Первое письменное упоминание о кишлаке на берегу Душанбинки относится к 1676 году, а первая его карта была составлена в 1875-м.
Однако с точки зрения архитектуры и урбанистики столица Таджикистана — еще очень молодой город.
Фактически, его история начинается только в 1926 году, когда председатель горсовет Абдукарим Розыков решил создать образцовый коммунистический город, привлекая к участию в проекте лучших строителей и архитекторов Союза.
И пишется она до сих пор. Столица прирастает новыми зданиями и сталкивается с типичной проблемой любого крупного города: как сделать его одновременно красивым и удобным для самих жителей.
Об этом корреспондент Sputnik Таджикистан поговорил с Оятом Шукуровым, архитектором и преподавателем Британской высшей школы дизайна, внуком известного таджикского ученого Мухаммаджона Шакури.
- Оят, если бы у Вас была возможность перестроить Душанбе и полная свобода творчества, с чего бы Вы начали?
— Самое важное, что можно сделать для города, это сохранить возможность строить новое и при этом комфортно жить в нем. Здесь больше вопрос развития инфраструктуры. Но это, к сожалению, уже не столько работа архитекторов, сколько городских планировщиков, экономистов и социологов, тех, кто продумывает повседневную сторону жизни города.
- Но все-таки, если бы Вы могли подарить жителям что-то красивое и функциональное — не только отдельное строение, а может целый жилой район, — чем бы Вы руководились?
— Мне было бы, например, интересно переосмыслить архетип традиционного таджикского жилища, хавли, дома — двора. Во времена СССР такой работы почти не велось. Было четкое разделение на советскую и народную архитектуру. Если все усилие архитекторов было по большей части направлено на работу над советской архитектурой — архитектурой общественных зданий и многоквартирных домов, то, к сожалению, "народная" — то есть архитектура, например, частного дома, оставалась за пределами профессионального горизонта. Это связанно и с принципиальными идеями о городе и жизни в советском пространстве. И переосмысление культурного наследия — это самое интересное, с чем можно работать.
- А как подобные задачи реализуются на практике?
- Ситуация в современной архитектуре сейчас хороша своей плодотворностью, множеством типологий, которые можно переосмыслить. Есть очень интересные элементы народной архитектуры, с которыми можно работать — это и дом, и чайхана, и базар. Можно, например, взглянуть на опыт архитектора Константина Терлецкого с чайханой "Рохат" в 1958 году, использовать подобный подход.
- Это касается только общественных пространств и масштабных строений?
— Нет, это не зависит от функций и типа зданий, это просто подход. Важнее попытаться заново нащупать таджикскую архитектуру. Вообще есть определенный тип городов, который поясом простирается по всему земному шару — это и Средиземноморье, и Новый Свет, и Кавказ, и Иран. Конечно, это и Таджикистан. Речь идет о таких интровертных домах, домах, обращенных внутрь. Их структура, по сути, неизменна: снаружи это просто стена с воротами, а внутри — целый мир с садом посередине. Например, можно попытаться переосмыслить эту типологию.
- Да, меня впечатлили дома жителей горных районов Таджикистана — ровные светлые строения, часто с резными рамами, забором, садом. Вы имеете в виду такой пример?
— Памирский тип жилища по факту несколько отличается от жилища равнинных таджиков. Но речь идет скорее о выборе материала. В городах мы видим новые дома, отделанные металлом, стеклом, декорированные гипсовыми панелями. Но большинство традиционных зданий сделаны из кирпича, сырого или обожжённого. Это и глинобитная, и землебитная архитектура. То есть можно подойти не с точки зрения функций, а с точки зрения материальности: каков их цвет, какие они на ощупь. И выбор материала влечет за собой определенные пространственные и конструктивные решения: с высокими потолками или низкими, светлые или темные, прохладные или жаркие? При этом дом может быть совершенно традиционным и даже привычным по форме.
- То есть развитие жилых пространств Таджикистана может опираться на своего рода деревенский стиль?
— Речь идет именно об осмысленном, цивилизованном подходе, с учетом потребностей жителей. Это не разделение на город и деревню. Это разделение на городскую культуру и ее отсутствие. И культивирование такого человеческого подхода в архитектуре, наверное, именно то, что нужно сегодня не только Таджикистану, но и всему региону.