ДУШАНБЕ, 3 окт — Sputnik, Рубен Гарсия. Путешествие в Таджикистан началось с приятных неожиданностей. Еще до вылета из Домодедово обнаружилось, что мой авиабилет оказался счастливей лотерейного.
Едва я сел в кресло и познакомился с попутчиками, ко мне с вежливой улыбкой подошел сотрудник "Сомон Эйр" и предложил пересесть в бизнес-класс — может неразбериха с билетами, а может принимающая сторона оказалась на удивление щедрой. Возражать я, понятное дело, не стал.
Пока находишься в воздушном коридоре между Москвой и Душанбе, почти вся территория, видимая из окна иллюминатора, приятно напоминает десертное убранство дастархана.
Светлые участки степей России и Казахстана с высоты тысяч метров были похожи на подтаявший пломбир. Желтизна земель Узбекистана — на песочное пирожное.
Пейзаж радикально менялся сразу после пересечения воздушный границы Таджикистана — под крылом самолета лежал огромный каменный ящер с гребнем, состоявшим из вершин Гиссарского хребта.
Ласковый город
Выйдя за пределы аэропорта, я испытал странное дежавю. Душанбе удивительным образом напомнил мне одновременно Ростов-на-Дону, Краснодар, Новороссийск и другие крупные города юга России конца 2000-х годов.
То же обилие зелени и наружной рекламы, неспешная уличная торговля, небольшие фонтаны в скверах, милиционеры в серо-синей форме, автомобилисты на старых "Мерседесах", резво и хаотично передвигающиеся по дорогам. А главное — непривычно ласковый и теплый воздух.
К слову о милиционерах: люди в погонах оказались вполне вежливы и даже пару раз помогли сориентироваться в городе.
Да и моя борода, за сохранность которой я слегка переживал, все-таки соответствовала закону об обрядах, а потому за все время пребывания в Таджикистане, никаких вопросов ко мне не возникло.
По прилету в Душанбе перед туристом встает выбор — где остановиться на ночь. В столице есть множество небольших отелей и гостевых домов разного уровня цены и комфорта. Можно также через гостевой онлайн сервис CouchSurfing обустроиться на ночлег у кого-то из местных.
Если же нужен высококлассный европейский сервис, то и это не проблема. В Душанбе за последние годы появилось множество отелей класса люкс. Пожалуй, наиболее удачным вариантом в этом случае будет Hyatt regency: персонал вежливый и ненавязчивый, от центра близко и, главное, буквально в ста метрах предмет гордости душанбинских властей — исполинский дворец Кохи Навруз.
Первый вечер в Таджикистане начался со знакомства с местной кухней в известном кафе Bnds Pilav. Надо сказать, заведение на 100% подтвердило свою репутацию ведущего шоу "Еда, я люблю тебя": плов и самбуса здесь оказалась просто объедение. Правда, общаться с коллегами, сидя за одним столом, было практически нереально из-за очень уж громкой живой музыки.
От музея до парков и дворцов
Второй день путешествия начался с прогулки по городу.
"Эй, зачем здесь фотографировать? У нас товары такие же, что в Москве. Ты вот лучше самбусашек купи, они только-только из печи", — смеясь сказал продавец на проспекте Исмоила Сомони, когда я решил запечатлеть прилавок продуктового магазина, где аппетитно возвышались горка выпечки с мясом и рядом — стопка лепешек.
Гастрономический шопинг этим не ограничился, так как удержаться от покупки пары спелых гранатов по цене в три раза дешевле московской было просто невозможно.
Дальше нас ждала Гиссарская крепость. Как ни странно, жара +30 лишь дополняла колоритный антураж кирпичных стен и круглых башен. При взгляде с крепостного холма на желтый пейзаж вокруг возникло ощущение нереальности, нахождения внутри декораций к фильму в духе "Белого солнца пустыни".
Большинство строений на территории памятника — это новодел, построенный на совесть, в соответствии с сохранившимися чертежами и записями.
Кроме того, живописный Гиссар является излюбленным местом для фотосессий молодоженов, и наша туристическая команда стала невольным свидетелем "скромной" таджикской свадьбы — всего-то человек 100-120. От разнообразия оттенков и расцветок атласных платьев подружек невесты приятно рябило в глазах.
Но особенно исторично выглядит расположенное напротив здание старого медресе, построенное еще в XVI веке. Сегодня глубокие прохладные кельи занимают уже не ученики-богословы, а экспонаты отличной коллекции местного исторического музея.
Вдоволь налюбовавшись пейзажем с крепостных стен, мы решили вернуться в Душанбе и взглянуть на достижения современного республиканского градостроительства: национальную библиотеку, огромный флагшток, монумент Исмаилу Самани и Дворец наций.
Первые три объекта действительно могут весьма приглянуться туристам: библиотека и развевающееся знамя Таджикистана — своим грандиозным масштабом и зеленью близлежащих парков; памятник древнего царя — золотым сиянием на закате. А вот Дворец наций, одиноко стоящий в стороне от скверов и закрытый для посетителей, выглядит величественным, но немного неуютным.
В итоге первое впечатление от таджикистанской столицы оказалось даже лучше ожидаемого: теплый южный город, окруженный кольцом гор, приветливые люди, густая тень от раскидистых чинар в жару, отличная планировка центра и солидные монументальные здания в лучших традициях советского неоклассицизма.
В общую картину немного не вписывались две вещи. Первое — множество рекламных вывесок и плакатов, в большинстве своем мешающие наслаждаться видом города. И второе — ряд новостроек в центре города, возведенных без учета общего архитектурного стиля Душанбе.
После многочасовой прогулки по столице было решено уйти спать пораньше — впереди была трудная дорога к Памирским горам.
Читайте продолжение в рубрике Sputnik Таджикистан "Увидеть Таджикистан и влюбиться">>