ДУШАНБЕ, 4 окт — Sputnik. Вот уже четверть века во всех странах Центральной Азии идут параллельно два процесса. Первый из них – модернизация. Она в той или иной степени связана с вестернизацией.
Это движение проявляется через развитие демократических институтов по западному образцу и, самое главное – путем активного внедрением новых технологий в экономику.
Второй процесс – традиционализация. Она идет через попытки возвращения и обращения к традиционным ценностям. Причем в этом случае речь идет как об этнических, так и религиозных, то есть исламских ценностях.
Таким образом, государства региона, вот уже много лет качаются между двумя направлениями, выбирая в разное время то один путь, то другой.
"Политики в регионе в разное время видели проблему то в одном, то в другом. Они видели проблему то в излишней традиционализации общества, росте исламских настроений и кидались к западным партнерам, чтобы как-то этот вопрос решить. То поступали наоборот: угрозу усматривали в технологиях, иностранных консультантах, иностранных советниках и для того, чтобы как-то с ними бороться, опирались на традиционалистски настроенные круги", — заявил радио Sputnik автор доклада "Основные тренды развития стран Центральной Азии", доцент МГИМО Иван Сафранчук.
Постсоветская Центральная Азия объединяет пять стран – это Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Сафранчук полагает, что полное обращение к модернизму или скатывание исключительно к традиционализму в государствах региона опасно. Выбрав путь вестернизации, молодые страны могут столкнуться с ситуацией, когда часть общества будет жить нормальной современной жизнью, другая же окажется оторвана от нее.
При скатывании же к исключительно традиционным устоям, государства рискуют отстать в развитии экономики и образования. В этой ситуации элиты в южных постсоветских республиках пытаются найти здоровый баланс.
"С одной стороны, модернизация необходима для того, чтобы поддерживать экономическое развитие. С другой стороны, экономическое развитие в высокой степени вероятности происходит за счет увеличения рисков безопасности. Все страны Центральной Азии сталкиваются с тем, что экономический рост и безопасность сбалансировать не удается", — подчеркивает эксперт.
Он отмечает, что экономический рост идет за счет технологий и высвобождения рабочих рук. А для безопасности необходимо наоборот всех людей занять чем-то, чтобы они не отвлекались на всякие неправильные интерпретации и голоса.
"Чем их занять – вышиванием, ткачеством ковров, изучением традиций, в общем всей этой культурной, национальной частью. Попытки занять людей традиционализацией не вполне удаются. И через какое-то время пропаганда традиционных ценностей выливаются в то, что ценности становятся настолько традиционными, что уже начинают казаться средневековыми и опасными"", — заявил Сафранчук.
Он предполагает, что ситуация вряд ли изменится в ближайшее время.
"Будет немного одного, немного другого. Но в результате полноценный выбор не будет сделан ни в пользу одного, ни в пользу другого. Будет так: немного экономического роста, пока не стало слишком опасно. И наоборот – закрутили гайки, увидели проблемы в экономике, приоткрыли окошко модернизации. Я думаю, что не будет сделан какой-то выбор. Будет не то, что метание, а попытка разумно действовать между этими альтернативами. Но вообще – это плохой вариант. Надо найти какое-то решение этой дилеммы", — утверждает Сафранчук.
Эксперт отмечает, что поиск своего пути развития у стран на берегах Амударьи и Сырдарьи идет на фоне стремительного роста численности населения.
К примеру, в Таджикистане количество жителей увеличилось более чем на треть. Рост отмечен также и в соседних странах. Пока эти государства смягчают влияние экономики новых реалий с помощью развития трудовой миграции части населения, пытаясь решить параллельно вопросы технологической безработицы у себя в стране.