ДУШАНБЕ, 6 окт — Sputnik. Пятнадцатилетний школьник-гений из Казахстана Исаак Мустопуло, страдающий детским церебральным параличом, встретился с физиком-теоретиком, профессором Стивеном Хокингом в Лондоне, сообщает Sputnik Казахстан.
Напомним, Исаак стал лауреатом Национального конкурса инноваций STEM для людей с ограниченными возможностями, организованного Британским советом и Национальным агентством по технологическому развитию (NATD).
STEM — это комплексе технических наук (Science, Technology, Engineering, Mathematics). Все высокоразвитые страны уделяют этому новому направлению науки колоссальное количество времени и ресурсов. США, Великобритания, Китай, Израиль на уровне государственных программ внедряют STEM-обучение.
Юный исследователь прислал на конкурс видеоролик "Теория гармонии", посвященный процессу производства электроэнергии для космических аппаратов.
Аким Астаны Асет Исекешев и президент "Эйр Астаны" Питер Фостер помогли мальчику реализовать его желание встретиться со знаменитым ученым.
Находясь в Лондоне, Исаак посетил Музей науки, Кембриджский университет и штаб-квартиру Британского совета.
"Национальный авиаперевозчик Казахстана, Асет Исекешев и Британский совет выразили свою глубокую признательность профессору Хокингу за то, что он нашёл время встретиться с Исааком Мустопуло.
"Мы все осознаем важность научно-технических инновационных исследований и искренне надеемся, что эта поездка в Великобританию не только вдохновит Исаака заниматься наукой с еще большей увлеченностью, но также и воодушевит других казахстанских детей последовать его примеру", — сказал Питер Фостер.
Директор Британского совета в Казахстане Джим Буттери считает, что вслед за Исааком юные казахстанцы захотят изучать точные науки и способствовать развитию страны.
Исаак сейчас учится в девятом классе обычной школы в Таразе, проводит мастер-классы по космологии. Диагноз детский церебральный паралич не мешает ему постоянно занимается самообразованием. Мальчик разработал свою систему инклюзивного обучения детей-инвалидов. Свои идеи он представил на выставке "Астана ЭКСПО-2017". Проект обещала поддержать Организация Объединенных Наций (ООН).
Исаак рассказал, как прошло его детство и как проходит детство детей с особыми потребностями. Именно благодаря усилиям любящей мамы Исаак смог пойти в обычную школу, ведь он обладал всеми навыками общения, был социализирован.
Но в школах не были готовы принять ребенка с инвалидностью, они для этого просто не были предназначены. В них отсутствовали элементарные условия для передвижения инвалидной коляски, а учителя не знали, как вести себя с новым учеником.
Чтобы помочь людям с инвалидностью, Исаак предлагает развивать систему наставников-тьюторов. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.
Исаак знает, кем он хочет стать. Его идея заключается в том, чтобы объяснять, с какими трудностями сталкиваются люди с ограниченными возможностями, если они хотят жить полноценной жизнью, а тем более если они хотят заниматься наукой, создавать технологии, изучать природу и общество.
Исаак объявил, что набирает команду, вместе с которой будет осуществлять задуманное.
Мальчик рассказал, что связывает свою будущую жизнь с космосом, а в родном Казахстане надеется увидеть изменения в лучшую сторону в отношении к таким людям, как он. Тем более что его проект направлен на это, и он планирует довести его до конца. Исаак уверен, что проект социализации людей с ограниченными возможностями изменит жизнь и обычных людей к лучшему.
Напомним, Стивену Хокингу сейчас 75 лет — он много работал над изучением теории Большого взрыва и черных дыр и создал теорию об их "смерти". Известность к Хокингу пришла, когда он высказал гипотезу, что чёрные дыры малой массы теряют энергию, испуская излучение Хокинга по горизонту событий чёрной дыры, и, в конце концов, "умирают". Из-за бокового амиотрофического склероза у Хокинга развился практически полный паралич, разговаривает он при помощи синтезатора речи. Несмотря на свой недуг, он ведет активный образ жизни и не оставляет научную деятельность.