ДУШАНБЕ, 11 окт — Sputnik, Рубен Гарсия. С 1 января 2018 года Таджикистан возглавит Содружество Независимых Государств. Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже успел поздравить таджикских коллег с почетной миссией и подчеркнул, что его ведомство готово оказать им всяческую поддержку.
Теперь представители республики будут в рамках СНГ одновременно и дипломатами, и администраторами, и посредниками в решении спорных вопросов между странами-членами Содружества.
Сам президент страны Эмомали Рахмон заявил о том, что РТ будет уделять особое внимание вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, а также сотрудничеству в области энергосберегающих технологий.
Но терроризм и экология, возможно, не единственные темы, которые захочет обсуждать правительство.
Sputnik Таджикистан решил узнать у экспертов, будут ли власти с высокой трибуны привлекать внимание к собственным и региональным проблемам, в частности, обсуждать спорные вопросы развития гидроэнергетики.
"Формально страна-председатель СНГ должна поддерживать работоспособность организации: устраивать саммиты глав государств и министров иностранных дел, готовить площадки для дискуссий. Но для РТ это еще и возможность продвигать собственные инициативы", — считает эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аждар Куртов.
По его мнению, руководство Таджикистана выступит в качестве своеобразного "миротворца" и защитника окружающей среды. И большинство межправительственных встреч, инициированных правительством, будут посвящены именно гуманитарному и культурному сотрудничеству.
Так почему бы руководству Таджикистана заодно не обсудить и вопрос гидроэнергетики? Ведь даже на Экспо-2017 в Казахстане таджикистанская делегация представляла варианты использования современных ГЭС в качестве дешевого и чистого источника электроэнергии.
"Для РТ это, конечно, важно. Но неизвестно, будет ли правительство Таджикистана это делать. Ведь есть и обратная сторона медали, поскольку руководство Казахстана и Узбекистана придерживаются совсем других позиций касательно развития ГЭС в республике, в частности строительства Рогуна", — подчеркнул Куртов.
Эксперт РИСИ полагает, что как только власти РТ затронут вопрос строительства, то вместе с Кыргызстаном сразу же окажутся если не в одиночестве, то в меньшинстве. А потому руководство страны, скорее всего, не рискнет затрагивать эту довольно-таки скользкую тему.
Иначе считает замдиректора Института стран СНГ Владимир Евсеев. По его словам, случившееся год назад сближение между Душанбе и Ташкентом позволит обсудить спорные моменты гидроэнергетики в спокойных тонах.
"Использование водных ресурсов в промышленности и возможные конфликты с соседями — действительно острая проблема. Но отношения между странами несколько потеплели, и теперь можно попробовать найти некоторый компромисс", — пояснил Евсеев Sputnik Таджикистан.
По его мнению, главной темой для обсуждения в СНГ остается Афганистан, а именно обеспечение приграничной безопасности и, соответственно, транзит товаров и экспорт электроэнергии.
Это серьезный вызов для РТ, и потому руководство страны весьма заинтересовано, чтобы эта проблема обсуждалась всеми государствами, которые имеют прямое отношение к обеспечению региональной безопасности.
Датой образования Содружества Независимых Государства считается 8 декабря 1991 года. Тогда в Беловежской пуще было подписано соглашение между РСФР, УССР и БССР, согласно которому Советский Союз окончательно прекращал свое существование как субъект международного права и глобальной политики.
Вместо этого несколько бывших республик СССР, а ныне — независимых государств, решили образовать новое международное объединение на основе взаимного уважения, признания суверенитета и ряда двусторонних договоров.
Спустя несколько дней, 13-го декабря, встретились главы центральных азиатских республик, ранее входивших в СССР. Это были Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Кыргызстан.
А уже 21 декабря в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате (ныне Алматы) собрались все 11 представителей бывших советских республик, решивших присоединиться к СНГ: Россия, Украина, Беларусь Таджикистан, Молдова, Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Казахстан и Армения. Грузия ратифицировала соглашение двумя годами позже, а представители Эстонии, Литвы и Латвии от вступления и вовсе отказались.