ДУШАНБЕ, 25 окт – Sputnik. Проблемы с документами, недобросовестные работодатели и суровые законы — об этих и других проблемах трудовых мигрантов в России Sputnik Узбекистан рассказал юрист Батыржон Шерматов, который уже 12 лет оказывает иностранным работникам правовую помощь.
— Вы 12 лет работаете с мигрантами, какие основные проблемы возникали у людей?
— В разный период времени — разные проблемы, они постоянно меняются.
До 2008 года сложностей с документами не было — их легко было оформить, не было квот. Ко мне тогда и по поводу конфликтов с работодателями не обращались. Были частые инциденты с милицией — останавливали, требовали деньги.
После финансового кризиса 2008 года многие обращаются по проблемам с работодателями: обманывают с зарплатой, не платят.
В 2009 году добавились жалобы с квотированием и оформлением документов. Раньше можно самостоятельно прийти и оформить все нужные документы. Теперь компании должны за год подавать заявку на квоту, получать ее, и потом только набирать людей. То есть заранее вы должны знать, сколько граждан, каких стран, каких специальностей вам будет нужно. Но это бизнес, все быстро меняется: сегодня вам нужно 30 человек, а через год нужно уже будет 50.
А тут еще и требование заранее указать страну — например, вы планировали нанять людей из Таджикистана, а появилась хорошие работники из Армении или Кыргызстана, отмечает Шерматов.
Это долго и сложно, поэтому появились компании-посредники. Они массово оформляли себе квоты (или покупали их), а потом перепродавали их нуждающимся в работниках компаниям. Мигранты заинтересованы в легализации, поэтому сами охотно шли к ним.
Это продолжалось достаточно долго, пока после долгих переговоров между министерствами и ведомствами появилась идея трудовых патентов.
Но проблема в том, что каждый раз, как принимаются новые законы, чиновники не учитывают сколько в России трудовых мигрантов. И каждый раз, когда вступают в силу поправки, госорганы оказываются не в состоянии быстро переоформить всем документы.
Например, построили центр в Сахарово и отменили возможность продлить или оформить патент в Москве. У них сейчас пропускная способность семь тысяч человек, а когда его открывали — он был еще недостроен и мог за день оформлять меньше людей.
А всем, кто работал в Москве, нужно было быстро переоформить документы — огромная толпа, люди очень долго стояли в очередях — там даже умер гражданин Таджикистана — так тяжело было.
Зачем надо было так делать? Ведь все равно люди придут оформлять документы. Это как с паспортами новыми — никто же не менял их одномоментно, этот процесс растянули на несколько лет. Чиновники понимают, что будет, если 145 миллионов человек пойдут менять паспорта. А то, что в России 10 миллионов трудовых мигрантов, какая это масса людей, они до конца, как мне кажется, не осознают.
Есть проблемы и в работе регистрирующих органов. Например, сейчас можно отправить документы в миграционные органы по почте. Но проблема в том, что сотрудникам заниматься этим то ли некогда, то ли не хочется, — и поступившие по почте документы не рассматривают, пока человек сам не придет и не попросит, чтобы его данные внесли в базу.
Процедуру можно значительно упростить, если отправлять это уведомление онлайн. Но такой возможности нет. Почему бы не взять опыт той же налоговой, где не то, что уведомления — можно декларации отправлять через сайт. Государству упрощение подачи документов выгодно — возникает меньше возможностей для коррупции. Но об этом не задумывается никто.
— Почему люди зачастую обращаются к компания-посредникам?
— Во многом это происходит из-за усложненного порядка регистрации и приема на работу, да и проблем с миграционным учетом хватает. К примеру, у любого иностранца есть обязательство в течение семи рабочих дней встать на учет, но возможности самостоятельно зарегистрироваться нет. Он должен действовать через приглашающую сторону, а люди не хотят заниматься этим — нет времени, сохраняется страх, что можно лишиться жилья (хотя по закону временная регистрация не дает права претендовать на жилплощадь).
Работодатель тоже не хочет этим заниматься и говорит работникам — решайте эту проблему сами. И людям приходится обращаться к посредникам. А ведь продлевать патент и регистрацию необходимо каждый месяц.
Компаниям, чтобы соблюдать все требования закона, в отдел кадров нужно нанимать специального сотрудника, который каждый день проверяет — не просрочен ли патент, не просрочена ли у иностранных работников регистрация, заниматься документооборотом и, если оплата просрочена хотя бы на один день — то нужно срочно увольнять сотрудника, иначе — штраф в один миллион рублей.
Вновь работник вынужден обращаться к посредникам. Причем, когда обсуждают вопросы миграции. никто не обращается к работодателям, никто не знает об их проблемах. И получается, что официально оформлять людей очень сложно: риски штрафов, постоянная головная боль с документами.
Государство пытается бороться с нарушениями ужесточением законодательства, тем самым только усугубляя проблему. Поэтому мигранты часто вынуждены просить помощи, в том числе юридической.