ДУШАНБЕ, 30 окт — Sputnik. Афганистан направил в соседний Таджикистан проект соглашения в транспортной сфере.
Кабул рассчитывает увеличить через Таджикистан товарооборот со странами Центральной Азии. Кабул при этом признает, что рост экономических связей с постсоветским югом упирается в вопросы безопасности.
Теперь слово за Таджикистаном, говорят афганские транспортники. Они передали таджикским коллегам проект соглашения в транспортной сфере. Он определяет основные условия двусторонних грузоперевозок, заявил замминистра транспорта Афганистана Саид Вали Султан.
"Стороны договариваются, чтобы документ был готов для подписания. Я думаю, что у нас нет никаких серьезных проблем с Таджикистаном. Единственная проблема – получение визы", — отметил Султан.
Тем временем таджикские транспортники говорят еще о другой проблеме. Речь идет о безопасности следования грузов по афганской территории. В провинциях Кундуз, Тахор и Баглан уже были случаи нападения боевиков на грузовые автомобили. Как результат, сейчас многие водители из Таджикистана не решаются пересекать афганский берег.
Доставкой грузов от таджикско-афганской границы в основном занимаются транспортные компании Афганистана. Но практика показывает, что и им непросто, отмечает эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Азии Кубат Рахимов в эфире радио Sputnik.
"Многие маршруты контролируются полевыми командирами. Товарные группы, которые потенциально могли бы предлагать страны Центральной Азии, достаточно интересны, но, как показывает практика логистики, по некоторым позициям стоимость вырастает в семь-восемь раз", — считает эксперт.
Сегодня на афганском маршруте есть несколько участков протяженностью в 20-50 километров, которые контролируют местные полевые командиры. Ясно, что они не подчиняются центральному правительству в Кабуле. У последних правило: хочешь без проблем провезти груз — плати за безопасность.
Факт существования неофициальных платежей признают афганские чиновники. Как отметил заместитель министра транспорта Афганистана Саид Вали Султан, с афганскими Робин Гудами ведется серьезная борьба.
"Мы уничтожаем этих людей, если находим их. Это лица, которые дестабилизируют провинцию и страну. Они же узнают время, когда следует груз, знают, когда напасть и потребовать деньги. Но, насколько нам известно, это небольшие деньги", — сказал он.
Основные ворота из Таджикистана в Афганистан – контрольно-пропускной пункт Нижний Пяндж. Он расположен примерно в 200 километрах южнее Душанбе. С афганским берегом пограничный и таможенный переход связан мостом. Причем мост этот был построен американцами еще 10 лет назад.
По нему проходит дорога в афганский порт Шерхан-Бандар. Дальше путь ведет в Кундуз, Кабул и другие афганские города вплоть до территории Пакистана. Пакистанские грузы в Таджикистан также везут афганские водители, рассказал заместитель министра транспорта Афганистана Саид Вали Султан.
"Есть грузы из Пакистана, но мы пакистанцам не разрешаем проезжать по всей территории Афганистана. Это ответная мера, потому что Пакистан наши машины тоже не допускает. Их грузы наши автомашины доставляют до границы Таджикистана, а дальше таджикские грузовики уже везут в Душанбе", — заявил замминистра.
Однако самостоятельно таджики могут доехать до Кабула в любое время, добавил он.
По данным исследования Азиатского банка развития, средняя стоимость затрат транспортировки по афганской территории составляет 10-11,5 доллара за километр. За проезд через проблемные территории необходимо платить командирам военных формирований. Ставка при этом составляет от 200 до 1000 с каждой автомашины. Но даже при всем при этом игра стоит свеч.
В накладе не остаются ни транспортники, ни бизнесмены, ни потребители, ни даже боевики. Из Пакистана и Афганистана в Таджикистан ведется доставка стройматериалов, одежды и продуктов питания. Самый ценный груз зимой – это мандарины. В свою очередь обратно машины тоже не едут пустыми.
Из Таджикистана в страны Южной Азии везут электрооборудование, ткани, фрукты и овощи и растительное масло. Афганские власти рассчитывают, что когда-нибудь в их стране наступит мир. В этом случае трансафганская магистраль станет важной торговой артерией между двумя регионами – Южной Азией и Центральной. Но пока об этом только остается мечтать.