ДУШАНБЕ, 7 ноя — Sputnik. Узбекистан завершил работы по подготовке пяти линий электропередачи для восстановления параллельной работы с энергосистемой Таджикистана, сообщает Sputnik Узбекистан.
"Сегодня подготовлены четыре линии напряжением 220 и одна линия 500 кВ, которые свяжут узбекскую и таджикскую энергосистемы. Скажу больше, сейчас мы уже физически готовы к их включению", — рассказал начальник управления стратегического развития "Узбекэнерго" Эсо Садуллаев.
Однако, отмечает он, существуют и определенные технические параметры, которые пока не позволяют ввести в эксплуатацию созданные мощности.
Так, для обеспечения надежности работы и предотвращения аварий на этих линиях должен быть разработан проект релейной защиты и автоматики.
"Это дело возложено на таджикскую сторону. В настоящее время она разрабатывает этот проект, насколько я знаю, уже были проведены переговоры с "Росатомом", а также "Энергосетьпроектом" в этом направлении. Как только проект будет готов, специалисты реализуют его на подстанциях в Узбекистане и Таджикистане, после чего энергосистемы двух стран будут работать параллельно", — сказал представитель "Узбекэнерго".
Для ускорения реализации проекта стороны рассматривают и ряд других вариантов, в том числе работу по тупиковому режиму.
"Мы сообщили таджикской стороне, что готовы в любом формате развивать сотрудничество и осуществить подключение. Так что ждем их ответа и готовы к дальнейшим шагам", — подчеркнул Эсо Садуллаев.
О планах создать единое энергокольцо в Центральной Азии недавно говорили главы энергетических ведомств стран на встрече в Астане. Если эта инициатива будет успешно реализована, то Таджикистан начнет более масштабный экспорт излишков электроэнергии, которую успевает накопить в летний период.
Сейчас РТ поставляет электричество в объеме 600 миллионов киловатт часов в Кыргызстан и 800 миллионов — в Афганистан.
По мнению руководителя сектора экономического развития постсоветских стран ЦПИ ИЭ РАН Елены Кузьминой, запустить энергокольцо легко технически, однако требуется политическая воля всех стран-участниц.
"Энергокольцо в принципе никогда не работало полноценно. Шли энергетические войны между странами, был спор о том, что такое вода — товар или ресурс, который принадлежит всем. Сейчас проект технически легко осуществим, нужна только политическая воля, чтобы опять не начались ссоры на почве того, кто кому чего должен и кто от кого зависит", — отметила она.
Отметим, что во времена СССР в регионе существовала жесткая система квот на потребление природных ресурсов, в первую очередь воды, не допускавшая бесконтрольного расхода.
Происходил своеобразный бартер: в Узбекистане меняли свой газ на воду, поставляемую Киргизской и Таджикской ССР.
После распада Союза, каждая сторона начала тянуть одеяло на себя, тем самым нарушив ранее установленный баланс. Начались перебои с поставками газа в Таджикистан, особенно зимой.
В свою очередь, Кыргызстан и РТ начали отпускать максимум воды из существующих водоемов, чтобы компенсировать нехватку энергии в течение зимы. И дополнительный отток воды стал причиной подтопления населенных пунктов и переполнения водоемов на территории Узбекистана и Южного Казахстана в зимний период.
Обоюдная выгода подталкивает Узбекистан и Таджикистан восстанавливать "центральноазиатское энергокольцо", считает специалист по странам ЦА Станислав Притчин.
"Кыргызстан вел переговоры о поставке излишков электричества в Казахстан и Узбекистан. На удивление, Узбекистан согласился на покупку. Это в какой-то мере подтолкнуло Таджикистан рассмотреть возможность экспорта энергии", — сказал он.
По его словам, сложившаяся ситуация подтверждает определенный тренд на интенсивное региональное сотрудничество.
Каждый седьмой человек на Земле не имеет доступа к энергоснабжению, заявила спецпосланник генсекретаря ООН Рейчел Кайт.
Многие из живущих сегодня людей не имели доступа к электроэнергии в прошлом и не имеют его сейчас. Эту ситуацию необходимо изменить, если человечество хочет создать эффективную и доступную энергетическую систему, сказала Кайт.
По словам спецпредставителя, для создания такой системы необходима поддержка мировых лидеров на уровне общественных организаций, городов, культур и компаний. Вопрос энергетической производительности должен быть поднят на политический уровень всеми государствами.