"День 7 ноября — красный день календаря!" — эти строки знал каждый советский школьник. В этот день все от мала до велика одевались по-праздничному и выходили на главную площадь города, поселка или деревни, чтобы колоннами пройти мимо трибуны, на которой строго возвышались руководители различного ранга.
Диктор зачитывал здравицы СССР и перечислял его свершения, а демонстранты дружно кричали "Ура-аа!" и размахивали красными флажками, предварительно полученными от профсоюзных чиновников.
Выполнив обязательную программу, люди расходились в разные стороны, образуя "кружки по интересам". Школьники веселыми группками разбегались по городу в поисках сладкой ваты, леденцов на палочке и пузырящегося ситро, которое за 3 копейки разливали в стаканчики пышные тетки в белых халатах — владелицы передвижных тележек с напитками.
Пролетариат, как правило, разбредался по гаражам, которые в советское время были аналогом клубов для английских джентльменов, разумеется, рангом пониже. Темы для дискуссий в почтенном обществе были самые разные: от производственных ("Прораб, редиска, опять премию зажал…"), до мировых ("Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!") Нередко градус ток-шоу зашкаливал, и культурная беседа приобретала физический аспект.
Научная и техническая интеллигенция чинно расходилась по гостям. Но за празднично накрытыми столами темы обсуждались почти те же, что и в гаражах. Справедливости ради стоит заметить, что объем бицепса в качестве аргумента не рассматривался, победы одерживались чисто за счет эрудиции.
Предчувствуя возмущение либеральной общественности по поводу заорганизованности и насильственной составляющей "всенародного ликования", хочу отметить, что, несмотря на все "перегибы", ощущение праздника было самым настоящим, не навязанным сверху, а пропитывающим все слои общества. Скажите, положа руку на сердце, много ли нынешних праздников дарят такие же ощущения?
Годовщину Великой Октябрьской социалистической революции не празднуют уже более двух десятков лет, ее столетие упомянули, в лучшем случае, как-то вскользь, состряпав по случаю пару телесериалов, в герои которых выдвинуты прежние лидеры в исполнении звезд первой величины. Роль вождя мирового пролетариата отдана на откуп небесталанному актеру.
Результатом такого отношения к нашей истории стало абсолютное незнание нынешней молодежи личности Ленина, оценивать заслуги которого можно (и нужно) по-разному, но его масштаб в истории однозначно огромен.
Вот, например, некоторые перлы душанбинских школьников и студентов о нем:
"Ленин — это президент России, который убил царя, чтобы занять его место", — слова тринадцатилетнего Рустама.
Пятнадцатилетний Фируз оказался "точнее", сказав: "Ленин был революционером, он поднял бунт против царя в Москве. Это было в… 1900-каком-то году".
Анвар (ему уже 21 год) явно отличился, утверждая: "Ленин — это вождь рабочих, он приехал из Европы, чтобы их возглавить. Звали его Ильич… Иван, по-моему".
Из двух десятков опрошенных школьников и студентов, только двое сумели правильно назвать год революции, еще трое — город, где она произошла. Чем примечательно 7 ноября не сказал, увы, ни один.
Заодно я спросил их о еще одном забытом празднике — 1 мая. Почти все сказали, что это День труда (только один посчитал его Днем Победы — двоечник). Но почему именно Первомай связан с трудом — не ответил никто.
Мне могут возразить, что, отрекаясь от праздников советского прошлого, мы возрождаем свои забытые национальные, как, например, Сада или Мехргон. Все верно, но речь в данном случае не о годовщинах и юбилеях, а о событиях и людях, связанных с этими датами.
Ведь они вписаны в историю, а как говорил Максим Горький: "Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать полезно".