Россия и Узбекистан выходят на новый уровень двусторонних отношений и укрепляют безопасность в Центрально-Азиатском регионе. Президент Владимир Путин на прошлой неделе поручил правительству РФ провести переговоры с Узбекистаном о поставках и контроле целевого использования вооружений.
Порядок поставок продукции военного назначения определяется Договором о военно-техническом сотрудничестве (ВТС) между Россией и Узбекистаном, подписанным в Москве 29 ноября 2016 года.
С учетом интересов ОДКБ и афганской угрозы, Ташкент получил право покупать вооружения и спецтехнику по внутрироссийским ценам (ранее подобной привилегией пользовались только страны — члены ОДКБ) и вполне определился с выбором (от боеприпасов и бронетехники до боевых вертолетов и истребителей Су-30СМ). Вероятны большие объемы, ведь Узбекистан тратит на военные расходы около 3,5% ВВП, который в минувшем году составил 67,22 миллиарда долларов.
Кроме того, двусторонний договор между оборонными ведомствами двух стран на 2017 год подписан на встрече в Москве министрами обороны России и Узбекистана Сергеем Шойгу и Кабулом Бердиевым. А в сентябре секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев и его узбекский коллега Виктор Махмудов обсудили перспективы ремонта и модернизации военной техники, доставшейся Ташкенту после распада СССР (танков Т-62 и Т-72, вертолетов).
Ранее Москва и Ташкент вели переговоры о создании в Узбекистане сервисных центров по обслуживанию вооружений российского производства. Отношения между Узбекистаном и Россией регламентированы также Договором о стратегическом партнерстве и Договором об углублении экономического содружества, которые подписаны в декабре 1999 года.
Создана вполне приличная база взаимодействия, и все-таки судьбу российского оружия в Узбекистане простой не назовешь.
Афганский фактор
Не снижают активности радикальные исламисты в соседнем Афганистане. Сохраняется опасность возникновения очагов терроризма на границах Таджикистана и Узбекистана. Ташкент заинтересован в прочном военном союзе с Москвой, которая намерена создать пояс безопасности по линии стран СНГ. И договор о ВТС нацелен, прежде всего, на усиление противодействия афганским боевикам, которые периодически проникают в Узбекистан через Ферганскую долину. Через Ташкент российское оружие будет направлено также на поддержку правительственных сил Афганистана.
В свете недавних совместных военных учений перспективы взаимовыгодного военно-технического сотрудничества Москвы и Ташкента выглядят оптимистично.
Узбекистан реализует программу модернизации и переоснащения армии новейшим вооружением до 2020 года, сообщает Sputnik Узбекистан.
Перестраивается система управления родами и видами войск. Создается новая организационно-штатная структура, меняются состав и дислокация частей. На главных операционных направлениях уже появились мобильные и самодостаточные боевые подразделения.
Сухопутные войска Узбекистана, по данным Global Firepower, сегодня имеют на вооружении 420 танков, 715 боевых машин пехоты, 143 самоходных артиллерийских установки, 880 артиллерийских орудий и 109 систем залпового огня. Военно-воздушные силы страны представлены 69 истребителями, 89 фронтовыми бомбардировщиками, 50 транспортными самолетами, 70 вертолетами, включая 25 ударных.
В мировом рейтинге Global Firepower страна занимает 48-е место (выше Беларуси и Филиппин) и планирует в ближайшие годы наращивать оборонную мощь.
Объем закупок российской техники не разглашается, но основные поставки — это танки, самолеты, комплексы ПВО. Ташкент является выгодным импортером вооружений. Заметим, договор о ВТС регламентирует и переоснащение армии современным российским вооружением, и подготовку узбекских военных кадров.
Американская игра
Невзирая на многолетнее ближневосточное унижение, Соединенные Штаты по-прежнему стремятся расширить военно-политическое влияние в регионе, адаптируют Узбекистан под свое оружие, участвуют в реформировании национальной армии. Более того, американцы планируют обучать Ташкент контролю над экспортом вооружений. Вероятно, Вашингтон учитывает многолетнюю турбулентность узбекской внешней политики.
Ранее в Узбекистане американцы использовали авиабазу Карши-Ханабад (по соглашению от 5 октября 2001 года), где размещались до полутора тысяч военнослужащих 10-й горной дивизии, истребители F-15, F-16 и транспортные самолеты. Это был важный логистический центр для наземных и воздушных поставок продовольствия и материально-технических средств союзным войскам в Афганистане.
В 2005 году отношения президента Ислама Каримова с США испортились из-за американской поддержки антиправительственного мятежа, и Узбекистан вернулся в военный союз ОДКБ. Однако уже в 2012 году Ташкент вновь оставил ОДКБ — в расчете на получение подержанного американского оружия из Афганистана. В итоге Узбекистан получил более 300 бронемашин, беспилотники, приборы ночного видения, навигационные системы, снайперские винтовки, бронежилеты.
Сегодня Ташкент делает выбор в пользу ВТС с Москвой, но кто знает, что будет завтра? В условиях бесперспективной битвы с нескончаемым "мировым злом" США стремятся максимально использовать среднеазиатские страны для продолжения ближневосточных операций. Полагаю, эти планы охватывают ближайшие десятилетия, и российское оружие американцам очень мешает.