ДУШАНБЕ, 17 ноя — Sputnik. Страны Центральной Азии может захватить серый импорт из Китая из-за "транзитного конфликта" между Казахстаном и Кыргызстаном, опасаются эксперты.
Евразийский Аналитический клуб опубликовал доклад, в котором подробно рассматриваются способы ввоза контрафактного товара на территорию ЦА и методы борьбы с ними.
Кто и как ввозит контрабанду
Так, в топ товаров, ввозимых незаконно, вошли обувь и одежда, особенно зимняя. Часто фуры с нелегальным грузом пересекают границу вообще без регистрации. Контрабандисты подкупают таможенников, и те закрывают глаза на незаконность действий.
Товары ввозятся в страны СНГ по поддельным декларациям и "черным каналам", иногда их переоформляют как местную продукцию: на вещах просто переклеивают ярлыки.
Эксперты отмечают, что такие схемы наносят не только прямой ущерб экономике стран ЦА, но и сказываются на национальных производителях, которые теряют средства. Кроме того, каналы нелегальной торговли способствуют развитию организованной преступности и наркоторговли.
"Есть свидетельства, что в некоторых регионах потоки контрабанды пытаются поставить под свой контроль нелегальные исламистские группировки, что в перспективе может сделать их более мощными и опасными для стран региона", — говорится в докладе.
Как с этим бороться
Как утверждают эксперты, бороться с контрабандой сложно, но можно. Хороший пример в данном случае представляет Россия, которая осуществляет контроль над процессами с помощью чипизации некоторых товаров. В основном – это шубы и автотранспорт.
"Вводимые чипы, без которых сбыт продукции запрещен, фиксируют все операции с товаром, а в случае транспортных средств могут даже использоваться для дистанционного контроля за объектом с помощью российской навигационной системы ГЛОНАСС", — говорится в материале.
Аналитики напоминают, что системы чипизации внедряются и на рынки стран Евразийского союза (ЕАЭС) и доступ к ним имеют все страны Центрально-Азиатского региона.
Помимо вышеуказанных мер, считают эксперты, бороться с контрабандой в Центральной Азии поможет Таможенный Кодекс ЕАЭС, который регулирует правила декларирования и классификации товаров.
"Возможно даже создание "летучих" международных таможенных групп, которые бы посменно работали на разных границах Союза", — говорится в докладе.
Бороться с серым импортом необходимо комплексно, и не обойдется здесь без работы внутри страны. Аналитики утверждают, что в этом случае странам необходимо упростить процедуру регистрации бизнеса и ввести электронный документооборот. А контроль за автотранспортом и грузоперевозками может осуществляться с помощью ГЛОНАСС.