ДУШАНБЕ, 24 ноя — Sputnik, Рубен Гарсия. В Таджикистане предлагают вверить милиции часть полномочий судебных приставов и исполнителей. С таким предложением выступило правительство РТ и уже направило в нижнюю палату парламента соответствующий пакет поправок к Закону о милиции.
Их суть сводится к тому, что сотрудники органов внутренних дел будут следить за своевременным исполнением судебных постановлений в стране.
Касается это только хозяйственных и экономических вопросов, то есть взимания штрафов, алиментов, раздела или конфискации движимого и недвижимого имущества.
Sputnik Таджикистан решил разобраться, зачем правительству потребовалось наделять МВД функциями приставов?
"Нередко граждане под различными предлогами стараются не платить либо не исполнять предписания суда. И власти хотят укрепить контрольные функции, особенно связанные с получением средств, направляемых в казну, ведь от этого во многом зависит состояние экономики государства", — считает доктор юридических наук, политолог Шокирджон Хакимов.
И в этом случае структура МВД работает куда эффективней структур Министерства юстиции. Здесь сказывается и меньшая численность сотрудников в составе Минюста, и то, немногочисленные исполнители пытаются взыскать недоимки с огромного количества неуловимых должников.
"Дело в том, что институт судебных исполнителей не смог оправдать ожиданий. Ввиду большой нагрузки и при этом низкой эффективности их полномочия передали сотрудникам милиции, чья работа оказывается более действенной", — отмечает адвокат Шарбатулло Содиков.
По его словам, низкая эффективность чиновников Минюста во многом связана с тем, что у судебных работников нет почти никакой оперативной информации о должниках. Особенно если человек работает "в темную", официально никуда не устраиваясь и получая зарплату наличными на руки.
Напротив, органам милиции намного проще узнать через участкового, проживает ли некий уклонист по определенному адресу, в какое время он бывает дома, на какой машине он ездит и каким имуществом по факту распоряжается.
Кроме того, важную роль играет чисто психологический фактор.
"Опять же, когда к должникам приходят из МВД, они самостоятельно и намного быстрее выполняют постановление суда. Люди куда больше боятся внимания к себе со стороны милиции, чем со стороны суда. Пришел милиционер — это проблемы, а если пришел пристав, то ничего страшного", — пояснил Содиков Sputnik Таджикистан.
В целом власти республики в последнее время уделяют намного больше внимания контролю за взиманием долгов, причем не только в пользу бюджета.
Так, 2 октября парламентарии приняли поправки правительства в Уголовный кодекс относительно злостных неплательщиков алиментов, закрепив их юридический статус.
"Злостными алиментщиками теперь считаются лица, которые не выполнили решение суда о выделении алиментов для детей или на содержание немощных родителей в течение трех месяцев", — заявляет глава Минюста РТ Рустам Шохмурод.
Причем от недоимок страдает не только государственная казна, но и банковский сектор.
Стоит вспомнить историю "Таджпромбанка", который сейчас находится в процессе принудительной ликвидации. Финансовая организация потерпела крах не только в результате преступных действий собственных сотрудников, виновных в присвоении и растрате денег, но и по причине непродуманной кредитной политики.
Число дебиторов, до сих не возвративших средства тонущему "Таджпромбанку" (и вряд ли собирающихся возвращать) на сегодня составляет 2070 человек. А их общий долг равняется 270 миллионам сомони.
И учитывая общее количество должников по всей стране, передача исполнительных функций в отношении физлиц в руки МВД выглядит, с точки зрения правительства, достаточно обоснованно.