Древняя история в современном мире: как живут зороастрийцы в Москве

© Sputnik Александр Смирнов
Александр Смирнов - Sputnik Таджикистан
Подписаться
Москвич Александр Смирнов исповедует зороастризм, он рассказал Sputnik Таджикистан о московской общине и о своих таджикских корнях

ДУШАНБЕ, 1 дек — Sputnik, Илона Ярош. Москва – огромный город, здесь можно встретить людей любой национальности и вероисповедания. Церкви, мечети, синагоги, костелы и даже буддийский храм – все это мирно и уютно соседствует в российской столице, но в Москве несложно найти и представителей других, менее распространенных религий, например зороастризма. С одним из таких встретился Sputnik Таджикистан.

Александр Смирнов — москвич с таджикскими корнями, когда-то у молодого человека жили родственники в Таджикистане, он даже помнит, как несколько раз ездил туда в детстве, тогда мальчика очень впечатлил "цветущий город Душанбе".

Смирнов исповедует зороастризм – одну из древнейших религий, которая берет начало из откровений пророка Заратуштры. В древности и раннем средневековье она была распространена на территории современного Ирана, республик Закавказья, Центральной Азии, Афганистана, Пакистана и Турции.

© Sputnik Александр Смирнов
Александр Смирнов - Sputnik Таджикистан
Александр Смирнов

К настоящему времени в большинстве стран зороастризм был вытеснен исламом, небольшие общины остались в Иране и Индии, также последователей можно встретить в Таджикистане и Азербайджане.

Молодой человек познакомился с основами религии случайно: увидел книгу "Зороастрийские тексты" в магазине и заинтересовался. Смирнов признается, что зороастризм из всех религий для него – самая близкая по духу.

"Мир делится на два типа – духовный и физический, творец этих миров, бог светлой силы — Ахура Мазда, ему противостоит некое зло – Ангра Маиньо –  агрессивный дух. Чтобы сопротивляться злу Ахура Мазда создал наш мир и предсуществующие души людей, которым дал выбор – отправиться в материальный мир или остаться в духовном. И они выбрали первое, а тот, кто выбирает материальный мир, должен каждым своим действием, мыслью и словом противостоять злу", — поясняет Смирнов.

Большое значение в жизни зороастрийца имеют стихии. Огонь – это символ Ахура Мазды. Молиться верующий должен только в сторону огня, или источника света. За такое почитание зороастрийцев часто называют "огнепоклонниками". Молодой человек утверждает, что так обращаться к представителям веры нельзя.

"Зороастриец должен заботиться об огне, в этом его основное предназначение. Например, в Иране сейчас есть огни, которые поддерживаются тысячелетиями, они горят непрерывно, и долг священнослужителя, который служит при храме поддерживать это пламя ритуально. Это все рано, что заботиться о людях, животных или окружающей среде", — рассказывает он.

Принять веру может любой желающий вне зависимости от национальности, но есть несколько условий: к моменту обряда человек должен достичь сознательного возраста. Традиционно таким возрастом считается 15 лет для юношей и девушек, выросших в заратуштрийских семьях. Люди, родители которых не были заратуштрийцами, обычно должны достигнуть 21 года.

Временным препятствием для принятия веры является состояние глубокого переживания – серьезной депрессии или тяжелой жизненной ситуации.

Патриарх Кирилл посетил Бухару - Sputnik Таджикистан
Вторая религия Бухары: почему православие выжило в Узбекистане
"Обряд посвящения проводится так: на человека надевают священную рубаху и пояс, которые верующий, по возможности должен носить все время. На церемонии присутствует священнослужитель, его называет "мобед". Мою проводил специально приглашенный иранец. Сначала он проводит разъяснительную беседу, в ходе которой понимает, насколько много желающий уже успел узнать о религии, которую хочет принять. Если мобед посчитает человека достойным – проводится церемония, на которой священнослужитель благословляет человека на добрые дела", — поясняет молодой человек.

Смирнов признается, что люди по-разному реагируют на сообщения о его вероисповедании, но агрессии никто не проявляет. Зороастрийцу иногда приходится в Москве непросто: не всегда удается молиться пять раз в день и соблюдать обычаи, но за это время молодому человеку удалось найти людей, с которыми он смотрит в одном направлении.

Круг единомышленников у москвича пока небольшой: сейчас в общине состоят около 20 человек. Четкого лидера в общине нет, все равны. Религиозные обряды они в основном проводят дома, собираются у каждого по очереди. Обряды в зороастризме направлены на улучшение окружающего мира.

Война и религия: в Астане встретились религиозные лидеры
Основной – "афаринган", благодарность творцу. Стол накрывают скатертью, которая она символизирует землю. Приносят цветы и фрукты, молоко, металлические предметы и огонь – это символы ближайших помощников Ахура-Мазды, которых бог выбрал себе в служение. Дальше собравшиеся читают молитвы.

Связи в общине достаточно крепкие: все дружат и помогают ближним. Несколько пар за это время даже сыграли свадьбу по зороастийским обычаям.

Как и во многих религиях у зороастрийцев есть священная книга, она называется Авеста. Главной частью Авесты традиционно считаются Гаты — гимны Заратуштры, посвященные Ахура Мазде, в которых излагаются основы его вероучения на авестийском языке.

К слову, Смирнов хорошо знает несколько иностранных языков: английский, персидский и авестийский. Это позволяет ему читать зарубежную литературу и переводить статьи для сайта про зороастризм, который он создал вместе с друзьями. Молодей человек активно поддерживает связь с представителями религии в Иране и Индии. Представители общины несколько раз выезжали в Европу на зороастрийские лагеря.

Молодой человек не забывает и о Таджикистане: в его планах посещение Пенджикента и Памира.

"Некоторые источники утверждают, что родная страна Заратуштры находилась в районе современного Бадахшана. Можно сказать, что в некотором смысле Таджикистан является родиной зороастризма, что дает таджикистанцам стимул изучать эту древнюю религию", — считает он.

Согласно официальным данным по состоянию на 2012 год, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет менее 100 тысяч человек, около 70 тысяч из которых находится в Индии. Так, 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

Лента новостей
0