Всю прошлую неделю в таджикском сегменте социальных сетей бурно обсуждали только одну тему: в душанбинской общеобразовательной школе №21 преподавательница подняла руку на ученицу.
Выложенное короткое видео с неприятным инцидентом вызвало массу споров. Одни обвиняли во всем школьную систему, другие — непослушных детей.
В целях воспитания
То, что в школах наряду с интеллектуальным зачастую применяют физическое воспитание детей — к сожалению, давно не новость во многих странах. Школьников нередко оскорбляют и смотрят на такой метод воспитания в основном спокойно. Есть по теме даже народная пословица — "Беадабро ҳар куҷо ёбӣ, бикӯб, хирс мулло мешавад аз зарби чӯб", что означает: бить в целях воспитания вполне оправданно.
Ожидать какого-либо наказания для вышедших из себя учителей в принципе несуразно. Два года назад, например, местный преподаватель из республиканской школы-интерната имени Ибрагима Хасанова так и не был привлечен к ответственности за избиение и оскорбление своего подопечного, хотя тема обсуждалась в обществе довольно-таки долго.
Школьник, как пояснили позже, сам был виноват, поскольку опоздал на урок, а у педагога к таким "трудным детям" иного подхода нет, пояснили его коллеги.
Также не понес наказания учитель столичной школы №75. Ему несколько месяцев назад, как отметили в местных СМИ, пришлось в целях воспитания метнуть в ученика стол. Такому поведению педагога в Минобрнауки страны дали короткое пояснение: ударил в состоянии сильного огорчения.
Обнародуются подобные случаи, конечно, не всегда, ведь зафиксировать рукоприкладство учителя практически невозможно: во-первых, детям в таджикских школах запрещается носить с собой мобильные телефоны, а, во-вторых, камеры видеонаблюдения в классах не установлены.
Не пойман — не вор, вот и факт избиения моего сына в прошлом году мне никак не удалось доказать. Ребенок часто жаловался на классную руководительницу, которая могла легко и просто дать ребенку пощечину перед всем классом, бить по рукам железной линейкой, а также обзывать всевозможными нецензурными словами. Совершала все это учитель с 25-летним стажем работы, она же занимала должность заведующей по воспитательной части, отчего ставить под сомнение ее методы не считалось возможным.
И вообще, как мне потом пояснили в руководстве образовательного учреждения, которое носит гордый статус гимназии, если учитель бьет, значит любит, воспитывает и хочет ребенку как лучше.
Предоставленные сами себе
Но рукоприкладство в таджикских школах — это далеко не все. Повсеместной проблемой сегодня считается нехватка учителей, отчего зачастую детям приходится просиживать уроки без преподавателей.
В Таджикистане, согласно статистике, не хватает около 230-ти учителей-предметников. По неофициальным данным, вопрос кадрового кризиса стоит более остро. Больше всего не хватает преподавателей именно в русскоязычных классах, где минимум три урока в неделю дети предоставлены сами себе.
Когда Российская Федерация отправила в начале этого учебного года в Таджикистан 29 учителей, все с облегчением вздохнули. Высококвалифицированные преподаватели по таким предметам, как математика, информатика, физика, биология, химия, а также русский язык и литература, были распределены по душанбинским, хорогским, хатлонским, согдийским школам, несколько отправились учить детей в образовательные учреждения РРП. Однако, конечно, этой первичной помощи не хватило на все школы, где ощущается нехватка педагогов.
Даю, сколько получаю
В Таджикистане заработная плата учителей достигает в среднем 1083 сомони (121 доллар), отчего опустевшие ряды нынче в состоянии пополнить лишь студенты-практиканты педагогических вузов.
В большинстве именно им ежедневно доверяют своих детей таджикские родители. Вот и мне приходится с болью в сердце отправлять своего единственного сына в школу, где у доски будет стоять 20-летний учитель, который хоть и очень старается, но говорит о русской литературе с элементарными ошибками и грубейшим акцентом.
Молодой педагог кричит, пытаясь перекрыть шум в классе, наказывает учеников, хотя беспокойными дети стали из-за его некомпетентности, и от того, что он пришел на урок неготовым и не смог интересно раскрыть тему. Для него это не так важно. Главное, что отведенные 45 минут закончились, а в журнале стоит галочка по теме: "Крылов и его "Волк на псарне".
Спорить в подобных случаях с учителем о неподготовленности к уроку или с директором школы о неграмотности учителя бесполезно. Первый говорит, что дает ровно столько, сколько платят, а второй просит быть благодарным и за это.
В этом учебном году 20,8 тысячи абитуриентов провалили вступительные экзамены в вузы Таджикистана. А из 916-ти школьников, принявших весной этого года участие в экспериментальном экзамене по написанию эссе, 80% получили двойки. Чтобы изменить к лучшему плачевную ситуацию, в 2011 году был принят закон "Об ответственности родителей за обучение и воспитание детей".
Данная инициатива, конечно, имеет свои результаты, однако наряду с этим власти забыли повысить и ответственность школы перед детьми. Так и получилось, что за малейший проступок или плохую оценку на ребенке ставят крест и отчисляют, пусть даже ответственный родитель и пытается с помощью репетиторов компенсировать пробелы в знаниях и уроках. Уставшие от большой нагрузки и переполненных классов опытные педагоги срываются на детях, а молодые кадры не хотят обрекать себя на проблемы.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции