ДУШАНБЕ, 14 дек — Sputnik, Алексей Стефанов. В середине декабря палестинское исламистское движение ХАМАС, признанное террористической организацией в Израиле, Канаде, США, Японии, Европейском союзе и запрещенное в Иордании и Египте, празднует свое 30-летие.
К юбилею оно подошло громко, объявив о третьей интифаде, после того как президент США Дональд Трамп решил признать Иерусалим столицей Израиля. Однако, как считают опрошенные нами эксперты, сами хамасовцы опасаются, что этот год может стать для них последним.
Из-за нынешней мягкотелости от них могут отвернуться соотечественники на родине – авторитет движения неуклонно падает, а не подконтрольные им молодые террористы способны спровоцировать Израиль на решение полностью уничтожить ХАМАС. В итоге перед некогда мощной организацией, которая еще в 2006 году возглавила правительство Палестинской Автономии, а на следующий год взяла под наблюдение сектор Газа, стоит непростой выбор.
ХАМАС на грани уничтожения
"Эта организация пришла к закономерному итогу. Изначально она себя позиционировала как умеренная исламская организация, которая будет заниматься общественной деятельностью, оказывать помощь в восстановлении Палестины после первой интифады. Но уже через два года израильтяне внесли ее в список террористических организаций. Однако, по другой версии, израильтяне сами способствовали созданию ХАМАС как террористической организации, в качестве противовеса ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины, среди создателей Ясир Арафат – ред.). Просто тогда никто не мог представить, что придут времена, когда не ФАТХ, а ХАМАС станет главным врагом Израиля. ФАТХ тогда был очень силен. Достаточно сказать, что он в 1988 году провозгласил независимость государства Палестина. С этого момента движение ФАТХ вышло на новый уровень и стало не просто главным, а супер-главным врагом Израиля. И поэтому создали ХАМАС – два врага дерутся и ослабляют друг друга", — поясняет доцент Российского государственного гуманитарного университета Сергей Серегичев.
Как считает эксперт, когда израильтяне поняли, что ХАМАС стал угрожать руководству ФАТХ, они даже взяли его под защиту своих спецслужб. После первой интифады 1987 года, завершившейся в 1994 году, созданием Палестинской автономии, осенью 2000 года началась вторая интифада, и ХАМАС окончательно утвердил свои позиции в регионе.
"Сейчас лидеры ХАМАС не хотят втягиваться в конфликт с израильской армией по той простой причине, что не сомневаются — министр обороны Авигдор Либерман и израильская армия сдержат свое обещание и уничтожат ХАМАС полностью. У израильских военных большой опыт проведения операций в секторе Газа, и ХАМАС, несмотря на то что провозгласил третью интифаду, понимает это. Я сильно сомневаюсь, что ХАМАС будет вести борьбу в привычном стиле — это не будет ракетная интифада. А все попытки со стороны других сил делать это хамасовцы будут пресекать, потому что у израильской армии сейчас будет одна задача — войти в сектор Газа. ХАМАС, следуя естественной логике выживания организации, переходит к радикально-умеренному направлению. Да, они не снимают задачу по уничтожению государства Израиль, но в тактическом плане они пойдут на переговоры с израильтянами, чтобы сохранить свою инфраструктуру и боеспособность", — сообщил Серегичев.
На место ХАМАС метят молодые "волки-исламисты"
Эксперт обращает внимание на то, что тут уже возникает другая проблема — переговоры ХАМАС с Израилем делают организацию объектом критики со стороны мелких, но более радикальных группировок в Палестине.
То есть хамасовцы боятся как израильскую армию, так и "палестинских волчат" и находятся в глубоком кризисе.
"Не для того они пришли к своему 30-летнему юбилею, чтобы в этот год их закопали. Поэтому хамасовцам придется вилять хвостом. С одной стороны, они не могут отказаться от интифады — они ее провозгласили, они должны показать арабам, что не сдались, — но при этом будут делать все для того, чтобы не дать повода израильской армии себя истребить", — отметил эксперт.
Дальнейшая судьба ХАМАС, по мнению политолога, будет зависеть от финансовой поддержки, потому что даже запуск кассамов давно стал работой, а не патриотическим долгом. И жена хамасовца не хочет ждать три месяца, пока муж-боевик принесет, наконец, домой зарплату.
"Размах интифады зависит от того, готов ли спонсор ХАМАСА – сейчас неясно, кто это — Иран или Катар, — платить сотни миллионов долларов. Все очень просто — нет денег, нет войны. Если деньги дадут, то движению ХАМАС нужно будет решать, стоит ли их сразу выбрасывать на войну или все-таки придержать. А еще лучше — подставить "молодых волков", сказать Израилю, что это они ответственны за все акции террора. Если же ХАМАС перейдет в наступление, их закопают, потому что красная линия уже пройдена", — считает Сергей Серегичев.
Ситуацию подогревают международные игроки
"ХАМАС продолжает представлять интересы и отражать взгляды значительной части палестинской радикальной общественности и, можно сказать, даже палестинского народа. Организация прошла путь от террористической ячейки до силы, которая последние несколько лет является ключевой в секторе Газа, управляет им и занимается в том числе построением каких-то каждодневных вещей в жизни местного населения, тем самым нарабатывая управленческий опыт, — более оптимистично смотрит на юбилей движения заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков. — При этом именно ХАМАС в значительной степени поддерживается рядом внешних игроков, среди которых Турция и Катар. Контакты там очень плотные еще по старой линии — "Братьев-мусульман" (организация, признанная террористической в России и ряде других стран – ред.). Но как мы видим, 30-летний юбилей ХАМАС встречает пока не победившей организацией, продолжающей сражаться. И до тех пор, пока внешние международные игроки, будь то США, Европа еще кто-то будут подогревать ситуацию в Палестине, у ХАМАС будет своя база поддержки. В том числе и избирательная база. Мы видим, что они способны набирать большинство в ряде случаев. И будущее организации мне представляется стабильным. Она будет существовать", — более оптимистично смотрит на юбилей движения заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков.
По его мнению, судьба третьей интифады напрямую зависит от того, как будут себя вести силы, которые спровоцировали ее. В частности, американцы. Какие дальнейшие шаги они будут предпринимать, какие стратегические задачи ставить перед собой, "будет ли это задача окончательного решения палестинского вопроса силовым путем или продолжение переговорного процесса в рамках устоявшихся международных процедур и процессов. В том числе по линии ООН".
"Если будет продолжаться силовое давление на палестинцев и пренебрежение ранее достигнутыми договоренностями, то, возможно, интифада будет продолжаться. А если стороны поймут, что силовая эскалация, как и во всех других случаях – путь в тупик, — есть надежда, что все вернется в нормальное переговорное русло", — считает Егорченков.
Провокацию со стороны Дональда Трампа эксперт назвал не случайной. "Ему критически необходимо показать собственную значимость в международных делах, в том числе на Ближнем Востоке, где роль США неуклонно падала на протяжении всего года. Может, таким лихим ковбойским маневром президент Соединенных Штатов решил вернуться в большую ближневосточную политику?" — задался вопросом эксперт.