В Москве 14 декабря прошла ежегодная пресс-конференция Владимира Путина, в ходе которой глава России ответил на вопросы, касающиеся различных сфер государства.
Мир им не нужен
Львиная часть вопросов была, естественно, о выборах, об экономике и о социальных вопросах. Что же касается постсоветского пространства (где в последнее время произошло множество событий), то журналистов интересовали лишь две темы – Украина и Евразийский союз.
По Украине Путин еще раз акцентировал свою позицию, которая, возможно, разочарует ряд российских ура-патриотов, но является вполне логичной и продуманной. Москва дождалась жесткого расхождения между украинской властью и Западом и не собирается ничего делать для того, чтобы содействовать сближению сторон.
Думаю, именно поэтому Владимир Путин продолжает говорить о жизнеспособности Минска. По его словам, реализация минских соглашений неэффективна из-за позиции украинской власти. У которой нет никакого желания начинать реальный политический процесс с выходом на особый статус для Донбасса.
Демонстрирует российский лидер и свою готовность к здоровым компромиссам. Например, в вопросе миротворцев.
Говорил Порошенко о необходимости вооружить сотрудников ОБСЕ – Путин согласился. Отказалось на тот момент ОБСЕ: у организации для этого не было ни опыта, ни желания становится целью для радикалов с обеих сторон.
Затем Порошенко сказал, что нужно обеспечить безопасность ОБСЕ силами ООН – и Путин снова согласился. Россия внесла специальную резолюцию в Совбез ООН.
Потом Меркель сказала, что сотрудники ОБСЕ перемещаются по всей территории Донбасса, поэтому миссия не должна ограничиваться только линией разграничения. Путин опять согласился, и Россия внесла коррективы в свою резолюцию. Однако когда выяснилось, что речь идет просто о том, чтобы поставить территорию под международный контроль (что противоречит Минску), Москве это категорически не понравилось. И Кремль отправил Киев с этими требованиями к представителям Донбасса, предлагая решать вопрос напрямую и прекрасно понимая, что нынешняя украинская власть на такие контакты не пойдет.
Жить придется
Наконец, Владимир Путин, наверняка, понимает, что Украина всегда останется российским соседом и что в какой-то момент отношения с ней надо будет восстанавливать. Поэтому он еще раз дал понять, что причиной всех проблем стал неконституционный вооруженный переворот в феврале 2014 года, а также попытка путчистов подавить несогласных сначала через спецслужбы, а потом и через вооруженные силы.
Президент благородно (с политической точки зрения) снял вину за произошедшее с украинского населения, часть которого прыгала на Донбассе, а часть пассивно на это взирала и отказывалась защищать государство.
Одновременно с этим Путин дал понять, что выставленные Россией красные линии в вопросе остаются в силе. Он отметил, что на территориях Донецка и Луганска есть милицейские формирования, которые являются самодостаточными, и готовы отразить любые полномасштабные акции против Донбасса. И это соответствует интересам людей на этих территориях, которых не спасут от резни никакие "международные правозащитные организации", в которые Путину предлагали обращаться в случае чего его европейские коллеги.
По сути, единственным моментом в украинской теме, где Путин позволил себе дать волю эмоциям, был Саакашвили. Всем известно личное отношение российского президента к этому субъекту, и оно еще раз проявилось в ходе пресс-конференции.
Вместе остановим
Что же касается Евразийского союза, то Путин абсолютно верно назвал его "большим нашим общим достижением". Само достижение развивается, однако в ходе развития выявляются сложные проблемы. И российский президент выразил готовность их решать.
Например, он выступает за совместные таможенные посты на границах Евразийского экономического союза. По его словам, этот принцип "не нарушает принцип суверенитета, а делает таможню более прозрачной".
В данном случае совместные посты позволят решить проблемы как минимум на двух внешних границах Союза.
Во-первых, на белорусской. Истории с "белорусскими креветками" (экспорт запрещенных в РФ европейских товаров через территорию Беларуси), возможно, и не наносит особого ущерба российской экономике, но уж точно подрывает дух российско-белорусских отношений.
Второе направление – это кыргызское. Ряд государств Евразийского союза — прежде всего Казахстан — критикует кыргызское руководство за неспособность справиться с контрабандой китайских товаров через Кыргызстан в Союз. В результате Астана ввела пограничный контроль на границе с Кыргызстаном и де-факто закрыла границу.
"Двусторонний кризис показал, сколь остро стоит проблема вывода пограничной торговли из тени", — пояснил Sputnik глава Евразийского аналитического клуба Никита Мендкович, давно акцентировавший внимание на этом вопросе.
На недавнем саммите ОДКБ президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и новый глава Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков договорились уладить все проблемы и открыть границы. Однако проблему надо решать на системном уровне. И сейчас, видимо, до нее дошли руки и у Кремля.
"Настает черед совместного наведения порядка в ближнем зарубежье. Первый шаг в этом плане — принятие нового таможенного кодекса Союза. Теперь встаёт вопрос реализации этих планов, конкретных исполнительных мер. В том числе — упомянутых Путиным", — поясняет Никита Мендкович.
Зная Владимира Путина, можно с уверенностью сказать, что раз президент поднял этот вопрос на пресс-конференции, значит — он до этого согласовал этот пункт с коллегами из других государств-членов Евразийского союза.