ДУШАНБЕ, 12 января — Sputnik, Андрей Захватов. Таджикистан и Узбекистан успешно решили многолетний спор вокруг Фархадской ГЭС. Важное событие произошло в ходе визита премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова в Душанбе.
Проект советский, рабочая сила японская
Расположенный на границе Таджикистана и Узбекистана Фархадский гидроузел был построен ударными темпами по проекту российского гидротехника и архитектора Иосифа Каракиса в середине 40-х годов XX века — всего лишь за 5 лет.
Многие крупные объекты индустрии, построенные в Центральной Азии в послевоенный период, возводились методом народной стройки с привлечением местных рабочих и преобладанием ручного труда. Как и при строительстве таджикского "уранового" города Табошар, на Фархадской ГЭС в 1944-1947 годах использовался труд нескольких сотен немецких военнопленных. А осенью 1945 года на "Ударную комсомольскую стройку имени Олега Кошевого", как тогда именовался этот объект, привезли 3 тысячи японских военнопленных — бывших солдат и офицеров Квантунской армии.
Изучавшие применение труда военнопленных в Узбекистане историки пишут, что размещенные в узбекском населенном пункте Бекабад трудолюбивые и дисциплинированные японцы работали на совесть, им поручали самые ответственные участки стройки. Японцы по мере возможности всегда помогали местным жителям, чем заслужили у таджикского и узбекского населения Бекабада искреннее уважение.
Похоронив в Бекабаде и в других городах Узбекистана более 800 соотечественников, в 1950-е годы японцы вернулись на родину. А построенная ими и местным населением Фархадская ГЭС мощностью 126 мегаватт в 1949-м заработала на полную мощность.
Пустынные земли на берегах Сырдарьи за несколько лет были превращены в цветущий оазис, ориентированный главным образом на производство хлопка-сырца. Чистая оросительная вода, обилие тепла и солнца позволили создать на новых целинных землях не только хлопкосеющие хозяйства. К началу 1960-х годов в бывшей степи началось производство абрикосов, персиков, винограда, бахчевых и другой продукции.
Распад СССР изменил многое
Обретение Таджикистаном и Узбекистаном государственной независимости в 1992 году привело к тому, что на многих участках границы между братскими советскими республиками возникли серьезные проблемы. Между Душанбе и Ташкентом было прекращено авиационное сообщение, обе страны ввели визовый режим. Свободные поездки к родственникам были запрещены. На ряде участков 1300-километровой границы были возведены заграждения из колючей проволоки и устроены минные поля.
Ситуация в приграничной зоне осложнялась тем, что в советский период административные границы между Таджикистаном и Узбекистаном проводились, исходя из этнического состава населения того или иного региона, и после распада Советского Союза в нескольких пограничных районах узбекское и таджикское население оказалось на "чужих" территориях.
Неразбериха в приграничной зоне в условиях возрастающего дефицита орошаемой пашни и воды приводила к эскалации конфликтов. Начиная с 1991 года, не оформленные в надлежащем порядке спорные участки местами превратились в настоящие горячие точки. По данным таджикской стороны, за годы независимости на минных полях в пограничной с Узбекистаном зоне погибли и получили ранения десятки граждан Таджикистана.
Тем не менее, несмотря на создавшийся клубок противоречий, на протяжении всех 25 лет независимости таджикские и узбекские политики и эксперты считали, что с течением времени проблемы решатся и процесс нормализации отношений будет успешно завершен. Оптимистичные прогнозы на протяжении всего 2017 года подтверждались заявлениями и действиями властей Таджикистана и Узбекистана.
Лед тронулся
Главным достижением встречи президента Таджикистана Эмомали Рахмона и премьера Узбекистана Абдуллы Арипова абсолютно все эксперты называют серьезный прорыв в нормализации отношений двух стран. Стороны договорились признать таджикской территорию, на которой размещена Фархадская ГЭС, а сама ГЭС будет являться собственностью Узбекистана, который потребляет 100% вырабатываемой на ГЭС электроэнергии.
В ходе визита узбекского премьера обе стороны официально заявили, что придают первостепенное значение расширению и развитию межгосударственных отношений. В конце 2017 года в Таджикистане был сформирован новый состав межгосударственной Комиссии по вопросам делимитации и демаркации границы с Узбекистаном, которую возглавил вице-премьер Азим Иброхим.
В числе ближайших планов работы межгосударственных комиссий — решение проблем торговых ограничений, снижение экспортных тарифов, упрощение взаимных поездок граждан, восстановление железнодорожных путей, разминирование отдельных участков границы и ряд других вопросов. Особое значение стороны придают сотрудничеству в сфере совместного использования водных ресурсов региона Центральной Азии, а также в сфере экономики, науки и культуры.
На встрече таджикского президента и узбекского премьера была выражена надежда на успешную подготовку визита президента Узбекистана Шавката Мирзиёева в Таджикистан, в ходе которого перечень успешно решенных проблем, подобных проблеме Фархадской ГЭС, как ожидается, будет значительно расширен.
"Глубоко убежден, что отношения между Узбекистаном и Таджикистаном, основанные на незыблемых принципах традиционного добрососедства, взаимного уважения и учета общих интересов и далее будут последовательно и неуклонно укрепляться во благо народов двух стран", — отметил Шавкат Мирзиёев в своем поздравлении президента и народа Таджикистана по случаю 26-й годовщины Государственной независимости.
К счастью, так это и произошло, — конструктивный диалог, начатый президентами двух стран в 2016 году, обещает быть результативным.