ДУШАНБЕ, 30 янв — Sputnik, Гарсия Рубен. Пересекая границу России, иностранцы зачастую сталкиваются с множеством юридических сложностей.
А там, где законы тщательно не продуманны или могут читаться двояко, не избежать коррупционных рисков. Речь идет даже не об откровенной уголовщине — угрозах и вымогательстве взятки со стороны недобросовестных чиновников и силовиков.
Куда чаще мигранты сталкиваются с правовыми неувязками и многоступенчатой бюрократической системой, в которой самостоятельно разобраться нелегко, а вокруг так много "помощников", готовых за небольшое материальное вознаграждение помочь обойти возникшую проблему своим, не очень законным путем.
Проблемы нередко возникают еще на границе.
"На расстоянии километра дежурят сотрудники ГИБДД, которые останавливают автобусы и требуют у людей полис медицинского страхования, который вообще-то и не нужен для въезда в страну. Ну или обязывают платить на месте штраф в размере 2000 рублей", — рассказывает глава оренбургской организации таджикских мигрантов "Вахдат" Дильшод Рахимов.
Причем он отмечает, что непосредственно с пограничниками у иностранцев никаких проблем не бывает, если у них исправны все документы и они не нарушают российское законодательство.
Дальше начинаются проблемы с оформлением патентов и постановкой на миграционный учет. Во многом из-за того, что миграционные центры, которые, казалось бы, должны являться госучреждениями, на деле являются коммерческими предприятиями.
"Если миграция — это вопрос государственной важности и даже антитеррористической безопасности, почему этим занимаются частные коммерческие учреждения, которые по природе своей направлены только на получение прибыли", — задается вопросом эксперт по проблемам миграции Богдан Беспалько из МГУ имени Ломоносова.
На недавнем круглом столе в Московском доме национальностей, посвященном вопросам коррупции в миграционной сфере, Беспалько удивлялся разнице цен и правил оформления документов в подобных центрах.
И в качестве примера привел известный Единый миграционный центр, находящийся в московской области в бизнес-центре "Гринвуд".
"Почему оформление в "Гринвуде" стоит 17 тысяч, а в ММЦ Сахарово — 11? Но при этом я как гражданин России не могу туда пройти, чтобы кого-то сопровождать", — недоумевает Беспалько.
Кроме того, он описал несколько случаев, когда сотрудники полиции указывали человеку на якобы недостающие справки или документы и предлагали оплатить штраф либо выполнить некие трудовые обязанности.
"В моем случае человека просто пытались заставить разгрузить машину в отделении полиции. Он отказался, проявил необходимую твердость, и его отпустили. На самом деле здесь требуется знание законов и определенная уверенность в себе", — отмечает эксперт.
Кроме того, существует немало вопросов к системе выдачи патентов на работу, когда иностранцу, получившему документ в одном регионе, угрожает штраф, если он по факту работает в другом.
По мнению специалистов, если речь о таких административно разных, но экономически единых территориях, как Москва и Подмосковье, Санкт-Петербург и Ленинградская область, в этой ситуации существует комплексный выход. Но сначала нужно перестать наказывать штрафами мигранта за то, что он по столичному патенту работает в Подмосковье и наоборот.
И главное, ввести систему единого патента, который может и будет стоить чуть дороже, однако позволит работать на территории всей России.
Еще одной проблемой является посредничество — отдельный теневой, полулегальный рынок услуг, высасывающий деньги из иностранных рабочих, фактически превращая их в нарушителей российского законодательства.
"В день в очереди стоят 100 человек, а проходят ее только 20. Остальные вынуждены искать другие варианты и платить 3000 рублей посредникам, чтобы просто стать на учет", — пояснил Дильшод Рахимов Sputnik Таджикистан.
На схожие проблемы, когда у мигранта есть законные обязанности по оформлению в стране, но при этом нет возможности самостоятельно их выполнить, что указывает и общественный деятель, юрист Ботиржон Шерматов.
По его словам, в миграционных центрах человеку попросту невозможно попасть в отдел по вопросам трудовой миграции. А буквально в соседнем здании — многочисленные посреднические организации, навязывающие свои услуги по необоснованно высоким ценам и оформляющие документы за подозрительно короткий срок.
Здесь зачастую не принимают документы, оформленные в других центрах, включая справку о прохождении медкомиссии, нотариальный перевод паспорта и полис ДМС. Граждан России, особенно юристов или правозащитников, и вовсе стараются не пускать на порог.
Или, скажем, ситуация с разрешением на временное проживание.
"При подаче документов на РВП или на получение гражданства из-за отсутствия четких норм заполнения чиновники придираются к каждой запятой и находят любые причины для отказа", — подчеркивает Ботиржон Шерматов.
Согласно п.1, ст.6 закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" разрешение на временное проживание может быть выдано в пределах квоты, утвержденной правительством РФ.
Однако критерии, по которым их распределяют, ни в самом законе, ни в постановлении правительства не прописаны. Что дает возможность местным функционерам определять получателей квоты по собственному желанию.
И при этом иностранцам рекомендуют обратиться за помощью в один из коммерческих миграционных центров, которые, принимают документы на РВП, ВНЖ и гражданство, но при этом не имеют право на такую деятельность.