ДУШАНБЕ, 5 фев — Sputnik. Новый год начался для стран Центральной Азии с многообещающих визитов глав государств в гости друг к другу. Часть экспертов ожидает от встреч урегулирования давних проблемных вопросов, часть — прорывных экономических решений.
Что касается экономики, то любопытно взглянуть, как будут складываться в новом году отношения между Душанбе, Бишкеком, Ташкентом и Москвой в миграционной сфере.
Sputnik Таджикистан решил спросить у экспертов, что ждет иностранных рабочих в ближайшем будущем и не станет ли меньше вакансий для мигрантов?
"Что касается сокращения рынка труда, то здесь серьезных изменений ждать не приходится. Демографы подтвердят, что в России сейчас снова идет спад рождаемости и соответственно снижение количества трудоспособного населения", — отмечает заведующая сектором Центра постсоветских исследований РАН Елена Кузьмина.
По ее мнению, поиск рабочих мест для иностранцев из ближнего зарубежья — пока не проблема. Тем более что страна постепенно переходит от стагнации к медленному, не очень стабильному, но все-таки росту.
Другое дело, если российские предприятия в ближайшие годы начнут переходить на новый технологический уровень, к чему Кремль активно призывает бизнес.
В этом случае от работников потребуется иная, куда более высокая квалификация. И если страны-доноры рабочей силы окажутся неспособны подготовить квалифицированных специалистов, то это уже станет серьезной проблемой на рынке рабочей силы, что косвенно угрожает политическими последствиями внутри самой страны.
Так, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин считает, что Россия и Казахстан, предоставляя иностранным гражданам рабочие места, гарантируют стабильность в некоторых центральноазиатских странах.
"Миграционный вопрос важен не только в экономическом плане. Сокращение рынка труда в России зачастую приводило и к политическим проблемам. К примеру, в 2008 году в Кыргызстане", — подчеркивает Жарихин.
И он, и Елена Кузьмина, подчеркивают, что, несмотря на запрет на работу мигрантам на транспорте и в пищевом секторе в ряде регионов, волноваться им по этому поводу не стоит.
Да, общественный транспорт как вариант трудоустройства закрыт для иностранцев, особенно для выходцев из стран, не входящих в ЕАЭС.
Однако число вакансий в сфере строительства и служб ЖКХ, где и занято больше всего мигрантов, не то что не стало меньше, а даже прибавилось в крупных городах.
Правда, Кузьмина отмечает, что даже самые позитивные прогнозы не решают фундаментальной проблемы преодоления безработицы и равномерного распределения трудовых ресурсов в Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане.
"Действительно, необходимо изменить рынок труда на постсоветском пространстве. В частности, власти стран СНГ уже не первый год предлагают образовать совместные с Россией предприятия для создания рабочих мест на территории республики", — пояснила экономист.
Напомним, что в 2017 году Таджикистан вошел в топ-3 стран по числу выданных в России разрешений на временное проживание, уступив по этому показателю Украине и Казахстану.
По данным российского МИД, гражданам республики было выдано 40 тысяч 887 разрешений.
Следует отметить, что даже представители силовых ведомств официально признают — России пока не обойтись без труда иностранных рабочих. Так начальник Главного управления по вопросам миграции МВД РФ Ольга Кириллова на недавнем совещании в Новосибирске заявила, что трудовые мигранты необходимы для экономики страны.