ДУШАНБЕ, 9 фев — Sputnik, Тимур Селиванов. Таджикские орехи и сухофрукты с 5 по 9 февраля обосновались в Москве на выставке продуктов "Продэкспо-2018".
Кто, кому и как продает сушеные сладости, решил разобраться корреспондент Sputnik.
Мешки из Исфары — с севера Таджикистана
Предприниматели из Таджикистана практически проигнорировали московскую выставку — то ли сказался общий кризис, то ли — боязнь конкуренции. Других посмотреть и себя показать приехала только одна фирма — "Исфарафуд" (Isfarafood), как понятно по названию — из Исфары.
"Мы не в первый раз участвуем в "Продэкспо". Приехали, чтобы расширить круг своих покупателей, быть в тонусе и не отставать от рынка", — рассказывает директор фирмы Джамшед Бузуруков.
Бизнес Бузуруковых — семейный. Джамшед со старшим братом Эхсоном начали возить сухофрукты в Россию с 2000 года — тогда еще просто в мешках, вагонами.
В 2010 году они построили упаковочный цех в Таджикистане на пятьдесят рабочих мест. Сейчас Эхсон работает представителем в Москве, а Джамшед следит за работой на родине.
"Мы не делаем акцент на том, что это наш с братом бизнес. У нас могут работать не только свои. Хорошие специалисты нам всегда нужны", — заверяет директор.
Кроме России, братья сотрудничают с Беларусью и Казахстаном, а недавно начали поставлять сухофрукты в США. Их формат — "бизнес для бизнеса", частных покупателей они не ищут.
Конкуренция на сухофруктовом поприще очень большая — в одной Исфаре порядка пятнадцати компаний, жалуется Джамшед. Открывать новые фирмы он не советует.
"Хотя государство каждый год что-то придумывает, чтобы упростить жизнь предпринимателям, все упирается в финансы. Сейчас начинать бизнес в Таджикистане, да и в России, очень дорого, у нас кредитные ставки — 24-36%", — поясняет он.
Рыночная экономика Таджикистана
Таджикские колхозы и совхозы уже давно расформированы на десятки тысяч мелких фермерских хозяйств, поэтому крупных поставщиков сухофруктов в республике пока не видно. Главная проблема для Джамшеда — закупка сырья. Он берет его с рук у дехканов — фермеров по-среднеазиатски.
"На рынках закупаемся. Летом дехкане сушат абрикосы, хранят их дома, а когда им нужны деньги — вывозят на рынок и продают за наличку. Все-таки это Восток, и многие вопросы решаются на рынках", — улыбается директор.
Выходит, что каждый раз бизнесмены работают с разными поставщиками. Качество от этого не выигрывает.
"Если бы у нас были крупные производители с тысячами гектаров, с ними можно было бы договориться в начале сезона, проинвестировать их немножко и потом закупиться. Но таких в Таджикистане нет", — говорит он.
Джамшед верит, что лучшее впереди, и хозяйства в Таджикистане укрупнятся — ведь ухаживать за пятьюдесятью сотками невыгодно самим дехканам. Будущее, однако, готовит и новые трудности — директор считает, что вскоре на пятки таджикскому бизнесу наступит Узбекистан.