ДУШАНБЕ, 28 фев — Sputnik, Фарида Бободжонова. Создание второй или даже третьей семьи, к сожалению, не редкость для граждан Таджикистана, уехавших в Россию в трудовую миграцию.
Отправляясь в Россию на заработки, мужчины оставляют на родине жену с детьми, а на новом месте вступают в "дополнительные" отношения, создают семью, воспитывают детей, но не регистрируют официальный брак, ограничиваясь венчанием — никахом.
Такая семья может в любой момент распасться: мужчина может уехать работать в другой город, вернуться в Таджикистан или попросту устать от своей неофициальной жены. В такой ситуации, конечно, больше всего страдают женщины, в один миг оказавшиеся на улице без мужа и поддержки родственников.
Молодая женщина из Таджикистана Шоиста Кодирова испытала на себе все невзгоды миграции и поделилась своей историей со Sputnik Таджикистан.
Таджичка на грани бедности
Десять лет назад Шоиста приехала в Россию в поисках лучшей жизни. За это время она дважды была замужем, но ни один союз так и не был зарегистрирован официально. От двух браков у нее на руках остались трое детей, младшему Умарджону всего лишь полтора года.
Шоисте 31 год. Сейчас она проживает в Раменском районе Московской области, где снимает помещение, которое трудно назвать жильем. Документов у нее и ее ребенка нет, как и денег на билет в Таджикистан. А гражданский супруг безразличен к ее судьбе.
Женщина вышла нам навстречу с ребенком в руках — некому оставить. По телефону она говорила, что живет недалеко от дороги. "Недалеко" оказалось совсем неблизко. От дороги до ее жилья пришлось идти километра два, по колено в снегу.
Помещение, в котором таджичка живет с сыном, домом назвать сложно, это больше похоже на сарай, сколоченный наспех из фанерных плит. Внутри темно и холодно. Особенно сильно дуло с пола, который ничем не был застлан.
Женщина дала Умарджону в руки бутылочку со сладким чаем и начала свой рассказ.
Из Таджикистана в Россию в поисках счастья
Мать работала уборщицей, чтобы как-то прокормить семью. Шоиста была самой младшей в семье, но помогала матери чем могла. Летом продавала чай на рынке, а зимой — целлофан. Старшим братьям и сестрам посчастливилось учиться в школе. Младшей же не повезло, и она осталась безграмотной.
Спустя десять лет после смерти отца, ее мать повторно вышла замуж, братья и сестры тоже создали семьи. А Шоиста выбрала мужскую профессию — изготовление кирпичей. На производстве она познакомилась с молодым человеком. Закрутился роман, девушка мечтала выйти за него замуж, однако парень обманул ее и бросил.
Тяжелые условия труда и желание забыть предателя заставили ее поехать в Россию. Так, в 2007-м таджичка оказалась в Новосибирске.
Временный муж и нежданный ребенок
Шоисте тогда было 19. Она не умела читать и писать по-таджикски, а по-русски вообще не говорила. Нашла работу на стройке. Пришлось трудиться наравне с мужчинами. На нее обратил внимание один из таджикских мигрантов. Он тоже оказался уроженцем Куляба. Недолго думая, мужчина предложил ей выйти за него замуж, неофициально.
"Хотя у Комила была семья в Таджикистане, тем не менее я стала его женой, потому что он обещал мне помощь и защиту", — рассказывает женщина.
С временным мужем таджичка прожила недолго. Тяжелая работа ей надоела, и она попросила Комила отправить ее обратно в Таджикистан. Тот купил ей билет.
Вернувшись туда, она узнала, что беременна от временного мужа. В положенный срок таджичка родила мальчика, которого назвала Ахмадджоном. Ребенку было всего три месяца, когда мигрантке пришлось снова уехать в Россию. К тому времени Комил уже вернулся к первой жене.
"У меня не было молока, чтобы кормить сына. Пришлось оставить его маме и уехать на заработки в Москву", — говорит она.
Брошенные дети мигрантов: как избежать сиротства и куда идти матерям
Новый муж и венчание без ЗАГСа
На сей раз женщина поехала к родственникам. Она проработала с ними три месяца, но ей так и не заплатили.
"Я решила найти другую работу и, собрав свои пожитки, вышла на улицу. В метро я встретила молодого человека, соотечественника из Таджикистана. Сказала ему, что ищу работу. Он предложил мне устроиться на автомойку, где работал сам. Я поехала с ним", — рассказывает женщина.
Некруз, так звали молодого человека, был на два года младше ее и холост. Они начали работать вместе. Женщина понемногу отправляла деньги матери в Таджикистан.
Через несколько месяцев Некруз предложил ей выйти за него замуж.
"Он говорил, что хочет жениться на мне и, если я его послушаюсь, он останется со мной до конца своих дней", — рассказывает таджичка.
Но семья молодого человека была против их брака.
"Он сообщил отцу о намерении жениться на мне. Тот не одобрил его решения, но Некруз не послушался отца. Я спросила разрешения у своей матери и пригласила двух братьев в Москву. Так мы обвенчались по исламским обычаям", — продолжает таджичка.
Официально зарегистрировать брак пара не могла, потому что у мужа не было даже паспорта, чтобы обратиться в ЗАГС. Любое обращение в госструктуру могло обернуться для него депортацией. А вот у самой Шоисты с документами было все в порядке — паспорт и временная регистрация.
Частный детский сад: куда и кому таджики отдают своих детей в России
Счастливый период жизни таджички
После свадьбы Некруз и Шоиста переехали в Раменский район Московской области.
"Тогда еще не был введен патент для мигрантов, и мы могли работать в Москве. С ужесточением миграционного законодательства нам стало все труднее найти работу и жилье", — рассказывает мигрантка.
Вскоре женщина снова забеременела. Она поехала в Таджикистан и родила девочку. Дочку тоже пришлось оставить у бабушки и вернуться к мужу.
"Теперь у меня было двое детей. Я хотела иметь крепкую семью и обеспечить детей крышей над головой и всем необходимым. Поэтому я и вернулась в Россию, чтобы заработать денег. Работа у нас была хорошая, хотя и сезонная. В день мы могли заработать до одной тысячи рублей", — говорит таджичка.
Они с мужем решили построить дом в Таджикистане рядом с родителями Некруза. Накопили денег и начали стройку.
"Мы хотели сначала достроить дом, а потом, накопив еще денег, вернуться в Таджикистан насовсем", — говорит она.
К тому времени Шоиста уже три года не была в Таджикистане. Ей казалось, что нужно еще немного поработать, и ее мечта сбудется. Но все случилось совсем не так. А началось все с того, что она забеременела в третий раз.
"Сначала я хотела сделать аборт, но, не найдя денег, решила сохранить ребенка. Сказала себе: кто дал мне ребенка, даст ему и пропитание", — объясняет она.
Так в ее жизни появился маленький Умарджон. У них была хорошая семья, жилье и достаток. Но в один день она потеряла все.
Видео: лучше бы я не выходила замуж в России
Мечта вернуться в Таджикистан сгорела в огне
"Как-то я оставила ребенка у соседки и поехала на работу. Вдруг мне позвонили и сообщили, что дома пожар", — рассказывает мигрантка.
В огне сгорело все — документы, вещи, накопленные деньги.
"Хозяйка была очень хорошим человеком и не подала на нас в суд. Но мы остались без крыши над головой, без документов и без денег", — сокрушается она.
После долгих поисков они нашли и сняли сарай, в котором сейчас проживают. Горе стало причиной разлада в семье.
Лучше бы я не выходила замуж в РФ: таджичка осталась без денег, документов и жилья
По словам женщины, все семь лет совместной жизни с Некрузом она исправно отправляла его родителям деньги. Но теперь отношение мужа к ней изменилось, и она не знает, что у него на уме.
"Я пять лет прожила в России, надеясь на него. Теперь он хочет отправить меня с ребенком в Таджикистан. Я знаю, что если уеду, он забудет про меня и детей", — жалуется Шоиста, добавляя, что доказать потом, что он ее муж, никак не получится — брак же не был зарегистрирован.
Муфтий: ЗАГСом после никаха чаще всего пренебрегают таджики и узбеки
В Таджикистане никто не ждет
Таджичка уже пять лет не была на родине. За это время ее мать скончалась от рака, а детей забрала к себе сестра. Женщина не знает, к кому ей поехать. Родители супруга не принимают ее, он сам не хочет возвращаться в Таджикистан, а как ее примут родные братья, она не знает.
"Мать перед кончиной завещала передать дом мне в наследство. Но теперь в нем живет мой брат с семьей. Я не знаю, примут ли они меня. Брат попал за решетку, а его жена не хочет со мной даже разговаривать", — сетует таджичка на родственников.
Загнанная в угол, без работы и денег, женщина один раз даже просила милостыню.
"У меня не было другого выхода. Я поехала к мечети и попросила помощи, рассказывала прихожанам о том, что со мной случилось. Мне дали 700 рублей", — говорит она.
Через некоторое время ей позвонил незнакомый мужчина и передал ей щедрую финансовую помощь — 5 тысяч рублей, но деньги скоро закончились, а жизнь к лучшему не поменялась.
Судьба таджикских женщин в миграции
К сожалению, история Шоисты — не единичный случай среди таджикских мигрантов.
"К нам обращаются много таджикских женщин с подобной проблемой. Некоторым мы помогаем с трудоустройством, некоторых отправляем на родину с помощью их работодателей и при содействии благотворительных фондов. Бывали случаи, когда нам удалось примирить супругов и восстановить семьи", — поясняет пресс-секретарь представительства Министерства труда, миграции и занятости населения Таджикистана в России Ибрагим Ахмедов.
Несмотря на то что ведомство не уполномочено отправлять граждан на родину, сотрудники представительства всегда стараются помочь соотечественникам. На данный момент Шоисте оформили свидетельство на возвращение в Таджикистан и собирают деньги небезразличных сограждан на билет для нее и сына.
"Мы уже обратились за помощью к нескольким предпринимателям и активистам. Один из них пообещал помочь Шоисте вернуться в Таджикистан", — отмечает Ахмедов.
Женщина очень сожалеет о том, что в свое время официально не оформила брак, а доверилась мужчинам, женившимся на ней по мусульманскому обряду, и что не смогла попрощаться с матерью, живет в разлуке с детьми и заработала не самую лучшую репутацию.
"Бог судья моему мужу. Не знаю, примут ли его родители меня или нет. Но когда я вернусь в Таджикистан, я больше не поеду в Россию за деньгами. Детей подниму сама", — твердо говорит она.
По ее словам, скорее всего, таджичка вернется к изготовлению кирпичей или займется сельских хозяйством, чтобы прокормить троих детей.
Пока же она и ее маленький ребенок ждут помощи добрых людей в холодном сарае. В случившемся с ней она не винит никого, кроме себя.