ДУШАНБЕ, 10 апр — Sputnik, Рубен Гарсия. Обращаясь к успешному опыту Таджикистана, Россия готова отправлять своих учителей в соседние республики — Узбекистан и Кыргызстан. Об этом в минувший понедельник, 9 апреля, сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров в ходе встречи со своим таджикским коллегой Сироджиддином Асловым.
По словам Лаврова, "пробный шар" в сфере двусторонних образовательных программ оказался успешным и в новом учебном году проект будет продолжен и расширен.
"В дополнение к уже существующим 7 школам, где преподавание ведется полностью на русском, в Таджикистане будет построено еще 5", — подчеркнул Лавров.
Напомним, что в августе 2017 года из России в Таджикистан отправилось 34 учителя, чтобы преподавать в местных школах как русский язык и литературу, так и точные науки — математику, физику, химию, информатику.
К концу года, когда настало время подводить итоги, власти республики очень хорошо отзывались о результатах работы "педагогического десанта", да и самим учителям в Таджикистане понравилось.
В пресс-службе же Министерства образования сообщили, что данным опытом уже заинтересовались другие страны Центральной Азии и ведомство планируем развивать такого рода сотрудничество.
Теперь эксперимент может быть продолжен в Узбекистане и Кыргызстане.
Запрос от соседей уже есть. Так, в конце марта председатель Сената Узбекистана Нигматилла Юлдашев посетовал на нехватку русскоговорящих учителей в школах республики. Он отметил, что проблема касается не только преподавания русского языка и литературы, но и изучения школьниками таких дисциплин, как математика, физика, биология.
Следствие выяснило, почему воспитатель в Узбекистане била детей тетрадью
"Нехватка серьезная, особенно в регионах, и нужно здесь приложить усилия", — добавил Юлдашев.
Россия к этому готова. Во всяком случае российское Министерство образование подобрало команду квалифицированных педагогов и готова платить им повышенную зарплату, а Узбекистану остается предоставить им жилье и достойные условия труда.
С этим согласны и в "Русской гуманитарной миссии", организации, передавшей школам Таджикистана тысячи учебных пособий и книг. Благо, успешный пример уже перед глазами.
"Если это помощь, то она должна быть всеобъемлющей, это не должен быть торг. Я думаю, надо использовать опыт Таджикистана, когда проживание было за счет таджикской стороны, а вот зарплату педагогам платим мы — Россия. И доставку учебников тоже брали на себя", — отмечает исполнительный директор организации Алексей Полковников.
Однако официальный Ташкент в ответ на такое предложение пока молчит.
Проблема тут не в принципиальном согласии Узбекистана, оно есть — иначе бы спикер сената не позволил бы себе заявления с высокой трибуны, а в формальном подходе.
В Таджикистане большинство предметов преподают ровно по тем же учебникам, что и в России. А вот в Узбекистане по каждому предмету существует свой собственный, разработанный в республике учебник. И если речь идет о гуманитарных дисциплинах, то содержание учебных пособий тут может очень сильно отличаться.
Что, естественно, ставит перед иностранными учителями трудно разрешимую проблему — а как интерпретировать написанное?
Нужны ли Таджикистану российские учителя? Правильный ответ: нужны
"Система устроена так — если учебники не прошли сертификацию в Минобразования, то по ним никто учиться не будет. Так что просто направлять наши книги сюда бессмысленно. Нужно вырабатывать некие общие образовательные стандарты, приводить к общему знаменателю. И на их основе создавать новые учебные материалы", — пояснил Алексей Полковников Sputnik Таджикистан.
Так что чиновникам от образования в Ташкенте и Москве еще предстоит немало посовещаться о деталях этого масштабного проекта, прежде чем российские учителя впервые начнут работать с узбекскими школьниками.
К слову, в соседнем Кыргызстане никаких проблем с сертификацией учебников возникнуть не должно, так российские учебные пособия, которые российские некоммерческие фонды регулярно отправляют в республику, вполне соответствуют учебной программе в государственных школах.