ДУШАНБЕ, 11 апр — Sputnik. Водители-частники маршрута Душанбе — Худжанд часто вызывают недовольство жителей Таджикистана, повышая стоимость проезда по своему усмотрению.
На этот раз цены взлетели, как говорится, до небес: с каждого пассажира берут до 150 сомони вместо прежних 100 сомони.
Платная дорога Душанбе — Худжанд
Общая протяженность шоссе Душанбе — Худжанд составляет 355 км. На нем построены 3 тоннеля общей длиной 11 км.
Платной трассой из Душанбе в Худжанд ежедневно пользуются тысячи людей. Альтернативной дороги этому маршруту нет.
Автодорога, которую контролирует компания IRS, соединяет два самых крупных города Таджикистана и ведет в Узбекистан.
В июне 2006-го Таджикистан заключил с Китаем межправительственное соглашение о предоставлении кредита на модернизацию трассы Душанбе — Чанак с тремя горными тоннелями. Китайская сторона выделила на ремонт 280 миллионов долларов.
Для погашения кредита было принято решение сделать дорогу платной. Официальное открытие первого участка трассы длиной в 50 км состоялось в 2010-м.
Теперь за проезд по автомагистрали со всех транспортных средств взимается плата в зависимости от типа авто, его веса и дальности поездки. Чтобы добраться из Душанбе в Худжанд придется выложить около 59 сомони.
До недавнего времени желающим прокатиться по трассе приходилось пользоваться услугами водителей-частников, поскольку маршрутные автобусы не могли курсировать по дороге из-за плохого состояния асфальтного покрытия в туннелях.
С этого года, по завершению ремонтных работ, по маршруту Душанбе — Чанак запустили рейсовые автобусы, но желающих "сесть на хвост" частникам все равно хватает — авто едет быстрее, да и попутчиков меньше.
Кто подумает о таджикских студентах
Самыми частыми пассажирами, спешащими из Душанбе в Худжанд являются таджикские студенты. Многие учащиеся вузов 3-4 раза в год отправляются навестить родственников — кто-то спешит на север, а кто-то на юг Таджикистана.
Тут-то они и попадают в лапы водителей-частников, которые, как истинные игроки рыночной экономики, весьма умело и быстро реагируют на спрос. Как только наступают каникулы, приближаются государственные или религиозные праздники, владельцы авто — сами себе хозяева — повышают стоимость проезда со 100 до 150 сомони, понимая, что все спешат повидаться с родными.
В такой ситуации шоферу бесполезно говорить, что родители живут небогато, семья большая, а стипендия маленькая. Впадать в сентиментальность, конечно, никто не собирается. Выбор у студентов небольшой — плати или копи деньги дальше.
В Таджикистане подняли тариф за автотранзит через трассу Душанбе-Чанак
Поэтому зачастую студенты по причине подскочившего тарифа на проезд не могут себе позволить поездку домой и вынуждены терпеливо ждать, что когда у них появятся деньги.
Но если задуматься, почему жители Пенджикента, Истаравшана, Худжанда, Исфары и других северных городов и поселков должны регулярно переплачивать за проезд? Летом — День молодежи и День национального единства, осенью — День независимости Таджикистана и Иди Курбон, зимой — Новый год, весной — Навруз и месяц Рамазан. Получается, лавируй между праздниками в ущерб учебе или плати в полтора раза больше.
Понятно, что водители самовольно поднимают стоимость проезда, руководствуясь принципом "Голодный думает о еде, а сытый о будущем". Но для страны, где 31% населения все еще живет в бедности несмотря на старания властей, такие тарифы, увы, не по карману.
Обычно частники сваливают всю вину на платный проезд по шоссе, но в отличие от них тарифная сетка меняется планомерно и уж точно не скачет по праздникам. Некоторые пеняют на большую разницу за проезд в Согдийской и Хатлонской областях Таджикистана.
Стало известно, когда запустят автобусы между Таджикистаном и Узбекистаном
К счастью, находятся и добропорядочные водители, которые держат цену на проезд на одном уровне.
"Да, есть бессовестные и непорядочные водители, требующие с бедных студентов высокую цену за проезд, но я никогда с них много денег не требовал и надеюсь, никогда не буду так делать", — сказал Амриддин Солехов.
Хочется надеяться, что таких добропорядочных шоферов станет больше, а власти возьмут под контроль частные перевозки граждан.