"Если ты черствеешь душой, считаю, ты должен сразу же уходить из профессии", — эти слова произнес президент Национальной медицинской палаты и НИИ детской неотложной хирургии и травматологии, профессор Леонид Михайлович Рошаль, которому сегодня, 27 апреля, исполняется 85 лет.
Казалось бы, странно слышать такое от человека, десятилетиями сталкивающегося с болью и страданиями — но только для тех, кто не знает его лично!
Добрый и бесстрашный доктор Рошаль
Родившийся в семье военного летчика, Рошаль унаследовал настойчивость и трудолюбие, следуя по жизни только прямыми маршрутами, начав карьеру обычным участковым педиатром. В 31 год он становится доктором медицинских наук, главным пульмонологом Москвы.
Рошаль первым в мире инициировал создание мобильных специализированных хирургических бригад для оказания помощи детям в горячих точках. Так называемые бригады Рошаля облетели полмира, чтобы лечить детей, пострадавших от природных катаклизмов или военных конфликтов.
Я познакомился с ним в 1998-м, когда Леонид Михайлович прилетел в Душанбе, чтобы попасть из Таджикистана в Афганистан для помощи детям, пострадавшим при землетрясении.
Тогда в результате сильного землетрясения магнитудой 7,5 балла на границе Таджикистана и Афганистана погибли более 260 человек, еще сотни жителей Афганистана, Пакистана и Индии получили различные ранения и травмы.
Встреча с Рошалем в Таджикистане
Вышедший мне навстречу седовласый мужчина, с мягким негромким голосом, небольшим рюкзачком за плечами, совсем не был похож на солидных, громогласных и циничных коллег моего отца, тоже хирурга.
Однако пообщавшись с ним, я понял, что мягкость и добродушие Рошаля — это неотъемлемый атрибут талантливого врача, всю жизнь проработавшего с маленькими пациентами. В случае необходимости он может продемонстрировать жесткость характера, бесстрашие, презрение к комфорту.
В тот же день, когда он прибыл в Душанбе и я встретил его в аэропорту, Рошаль вместо отдыха попросил отвезти его в госпиталь, куда доставили первую партию афганских детей, пострадавших от стихии. У нас маленький город, и уже через 10 минут машина была у больницы. Из нее вышел уже совершенно иной человек: сосредоточенный, внимательный, целеустремленный.
Оказывается, почти весь его рюкзак был набит медикаментами и какими-то несомненно нужными ему приборами. Казалось, что он парил между кроватками, с них на него глядели наполненные страданиями детские глазенки. Абсолютно не считаясь с языковым барьером, врач расспрашивал маленьких пациентов, иногда не дожидаясь слов переводчика. Он понимал их на каком-то своем, внутреннем уровне.
На следующий день мы посадили Рошаля в военный вертолет, и он улетел в Афганистан продолжать свою миссию. А чувство тревоги за этого немного нескладного мужчину, посетившее меня, когда я только увидел его и подумал, что земля "за речкой" не для него — исчезло без следа. Я был уверен, что он выстоит в любой ситуации.
Врач, спасший сотни жизней
И ни капли не удивился, узнав о том, как он вел переговоры с боевиками в "Норд-Осте" и Беслане, выводя из захваченных террористами зданий детей, а потом, возвращаясь для оказания необходимой помощи, оставшимся.
"Да, мне трудно говорить и о Беслане, и о "Норд-Осте". Потому что это и сейчас кровоточащая рана, боль не заживает. Я поехал туда, потому что посчитал, что я нужен, что я могу помочь. В таких ситуациях надо быть готовым ко всему: и медицинскую помощь оказать, и дать надежду заложникам, и найти такие слова, которые хоть на время сдержат террористов", — вспоминал он в одном из интервью.
Рошаль рисковал жизнью, которая у каждого одна, просто потому, что был нужен и мог помочь. В этом весь Леонид Михайлович: героический, бесстрашный, самоотверженный человек, твердо уверенный в своем жизненном предназначении.
Детский доктор мира защищает не только детей. Всем известны его слова на пересмотре дела гематолога Елены Мисюриной в Мосгорсуде в феврале 2018. Ее приговорили к двум годам колонии общего режима за якобы имевшую место ошибку при взятии анализа на биопсию.
"Я предлагаю себя посадить в эту клетку и освободить Мисюрину", — заявил тогда Рошаль. Гематолога освободили прямо в зале суда.
Несмотря на солидный возраст, Леонид Михайлович ведет активную профессиональную и общественную деятельность, разъезжает по России. В марте, например, провел в Уфе совещание по проблемам здравоохранения, коих, по его мнению, накопилось достаточно.
"Без возвращения советской системы распределения на работу выпускников-бюджетников в учреждения практического здравоохранения нам эту проблему быстро не решить, а решать ее нужно как можно скорее", — говорил он об острой нехватке квалифицированных кадров в медицине.
По его мнению, хотя российские врачи по своей квалификации не имеют равных в мире и не раз доказывали это, работая в различных горячих точках; пока доля расходов на здравоохранение в ВВП РФ не достигнет 5%, — надеяться на развитие этой отрасли не приходится.
Не жалует врач в последнее время и журналистов, многие из которых, готовя разгромные статьи о врачебных ошибках, называют докторов "убийцами в белых халатах", не дожидаясь приговора суда. Может, поэтому он редко соглашается давать интервью, отговариваясь плохим самочувствием.
Уважаемый Леонид Михайлович, мы не все такие! С юбилеем вас, долгих лет активной жизни на благо всего человечества! Помните, что в Душанбе вас очень ценят, любят и уважают, а мой старший сын, которого вы осматривали 20 лет назад еще младенцем, вырос в умного и здорового парня, как вы и предсказывали.
Биография Леонида Рошаля
Леонид Михайлович Рошаль родился 27 апреля 1933 в городе Ливны Орловской области.
После окончания школы поступил во 2-й МОЛГМИ имени Н. И. Пирогова, который окончил в 1957 по специальности "педиатрия".
В 1961-1981 работал в Московском областном научно-исследовательском клиническом институте, организовал центр хирургии новорождённых Московской области.
В 1970 врач Рошаль стал доктором наук. В 1982 ему присвоено звание профессора.
С 1970 по настоящий момент — главный внештатный детский пульмонолог Министерства здравоохранения Московской области.
С 2015 — президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии.
В 1988 врач участвовал в спасении детей, пострадавших в результате землетрясения в Армении.
Кроме этого, помогал детям в период революций в Румынии, войн в Ираке (1991), Югославии, Чечне, а также в результате землетрясений в Японии, Египте, Афганистане (1998), Турции (1999) и Индии (2001).
Вел переговоры с террористами на Дубровке (2002): благодаря участию Рошаля из здания Театрального центра были выведены восемь детей, а заложникам были переданы вода и медикаменты. Также вёл переговоры с террористами, захватившими школу № 1 в Беслане в сентябре 2004.