В мае Агентство по международному развитию США (USAID) опубликовало информацию о государственном контракте стоимостью 15 миллионов долларов, цель которого формулируется как финансирование работы дипломатических служб США, направленной на развитие "независимых" СМИ в Центральной Азии и Молдове.
Там, как многозначительно утверждают американцы, российские медиаресурсы оказывают непропорционально большое по сравнению с западными средствами массовой информации влияние на общественное мнение в Центральной Азии. Это недопустимо.
Вообще-то для специалистов данный контракт чем-то из ряда вон выходящим не является. Это один из рядовых эпизодов информационной войны Запада, в данном случае именно США, с Россией. Такая война не пропагандистская химера Кремля, а реалии повседневной жизни. Ее, эту самую войну, планируют, оплачивают, анализируют результаты, радуются победам, делают выводы из поражений. На войне, как на войне!
При этом в лучших традициях борьбы за государственное бюджетное финансирование должностные лица США и представители экспертного сообщества наперебой говорят, что денег на противостояние России в информационно-психологической сфере выделяют совершено недостаточно.
В терминологии западных стратегов медийных войн "независимые СМИ" – это те достаточно разношерстные объекты и субъекты на информационном поле, которые не контролируются "авторитарными режимами": путинским, назарбаевским, мирзиёевским и пр. Этот ярлык американцы приклеивают куда хотят.
К "независимым" относится самая пестрая публика – в том числе одиночки и группки из интернета, который, как считается, пока невозможно контролировать. В том числе невозможно и контролировать получение этими людьми долларов за оказываемые антивластные услуги.
В 2016 году администрация Обамы увеличила этот бюджет на 26%, то есть довела его до 83 миллионов долларов. Утверждается, что эти деньги были истрачены на помощь независимым СМИ и институтам гражданского общества в странах, находящихся "под пропагандистским давлением России".
Специально оговоримся, что это только финансирование по линии "развития публичной дипломатии", а основная работа с "независимыми СМИ" ведется по линии внешеполитических иновещательных организаций, вроде мультимедийного "Голоса Америки", которая имеет массу языковых редакций. Там финансирование в десятки раз больше.
Сегодня речь о таких планах не идет. Лишь пытаются сделать так, чтобы "независимцы" не потерялись полностью на информационном поле: им на американские деньги журналисты США будут готовить "эксклюзивный контент", чтобы как-то удержать издания на плаву в условиях их явной неконкурентоспособности.
Во-вторых, деньги будут точечно распределяться среди конкретных интернет-активистов. Они теперь рассматриваются не только как альтернатива официозу, но и как контингент для рекрутирования в некую новую "системную оппозицию". Задача актуальная, поскольку подходы к "старикам" блокированы, да и ветераны "цветных революций" заросли жирком и притихли. Нужна новая кровь. Но необходима и осторожность! Нахрап, который был свойственен, например, освещению андижанских событий, следует притушить. Именно поэтому чиновники США требуют, чтобы исполнители контракта действовали "опосредованно", не подставлялись.
Наконец (здесь есть налет унылого фатализма) необходимо как-то "активизировать борьбу за либеральные ценности". Это полная безнадега, поскольку эти ценности и в самих США сегодня не очень-то в ходу (произошла полная медиатизация политики, все говорят об эпохе постправды и эре фейковых новостей), а тут деньги будут тратиться на "изменение законодательства в сфере СМИ", которое позволит "улучшить качество работы СМИ" в Центральной Азии. Какой-то сюрреализм!
А впрочем, ставка во всех этих играх отнюдь не туманные первые места в рейтингах свободы прессы. Здесь призом будут конкретные люди, будущие "маленькие застрельщики революции". На них и потратятся.