Слова известной песни "Я уеду жить в Лондон" уже не актуальны. Лично мне последние три дня приходит на ум: "Вот выйду на пенсию — и уеду жить в Душанбе".
А что: один мой знакомый, устав бороться за выживание в Москве (пенсия доцента МГУ позволяет с трудом оплачивать услуги ЖКХ), сдал на год квартиру в столице России и переместился не куда-то в Европу и даже не на Гоа, а в столицу Таджикистана.
"Хочу немного подлечиться, — заявил он. – Здесь тепло, фрукты, чистая вода и здоровый образ жизни. А моей пенсии вполне хватает даже на ежедневные ужины в чайхане".
В самом деле, тех, кто приезжает в Таджикистан впервые или после большого перерыва, а особенно во второй половине мая, удивляют как минимум два обстоятельства. Во-первых, Душанбе утопает в цветах, а во-вторых, в этом городе в последние годы построено много новых и впечатляющих зданий.
Тут сразу вспоминается казахстанская столица Астана с ее инновационными строениями с голубыми куполами и без. Однако в Душанбе нет астанинской казенщины и претензий на евразийское доминирование. В рассыпанных по всей столице Таджикистана новых дворцах не обязательно находятся орган власти, отель или бизнес-центр. В них может располагаться спортзал, рынок или даже чайхана. И эти новые здания (не буду перечислять – смотрите путеводитель) возвышаются среди домов исторической — советской и досоветской — застройки. И почти все отремонтировано или приведено в порядок.
В городе чистота, идеальные дороги, и масса народа (в основном пожилые женщины) занята обустройством цветочных клумб. Я уже не говорю про роскошные городские сады и парки и просторные центральные улицы-бульвары, накрытые широкими кронами старых чинар, удерживающих прохладу в летний зной.
Турист: Таджикистан превзошел все мои самые дикие ожидания
В городе много фонтанов, прудов, ночной иллюминации и дорожной полиции, похоже, охраняющей все это нарастающее столичное великолепие.
Еще одна особенность Душанбе – уважение горожан к национальному флагу. Здесь установлен самый высокий в мире флагшток. Большие и малые триколоры развешаны по всей столице, свидетельствуя о наличии в республике государственной воли – аналогично тому, как обилие розовых кустов на городских улицах свидетельствует о присутствии в столице внимательного и строгого государева ока.
Даниель Рустамов: моя жизненная цель — представлять Таджикистан за рубежом
Другое дело, что в республике мало денег, а значит остро недостает инвестиций в производственный сектор и рабочих мест. Тут можно остановиться на роковой для всего постсоветского пространства роли Всемирного банка и других западных организаций, занимающихся фактическим удушением экономик стран постсоветского пространства, но это тема отдельного разговора. Скажу только, что Таджикистану удается развиваться в непростых условиях.
Топ-10 "нельзя" в Таджикистане, которые удивляют туристов
Но Душанбе по своему облику, наверное, уступает лишь одной столице СНГ – Минску, хотя в последнем нет такого яркого выраженного национального колорита. Возникает резонный вопрос: как стране, не имеющей значительных запасов углеводородов, не избалованный иностранными инвесторами и вообще находящейся на евразийском отшибе – по соседству с токсичным Афганистаном, удается выживать, сокращать импорт (- 8,5 % за последний год) и увеличивать объемы экспорта своей продукции (+ 33,3 % за последний год) в ту же Россию?
Так, что в январе в некоторых российских изданиях Таджикистан назвали новым азиатским тигром. Причин немало, назову лишь главную – трудолюбие таджикских декхан (крестьян), своим трудом на земле вытаскивающих из архаичного состояния всю национальную экономику.
Восток — дело тонкое: какие правила не стоит нарушать туристу в Таджикистане
Мне довелось познакомиться с удивительным человеком – заместителем министра сельского хозяйства республики Джамилей Самадовной Саидовой – в прошлом агрономом, а ныне – известным в Таджикистане ученым и руководителем, который совершенно точно знает, сколько производится сегодня в Таджикистане лимонов, винограда, черешни, бахчевых, хлопка и проч.
После общения с ней у меня сложилось впечатление, что Джамиля Саматовна знает каждое из 180 тысяч сельских хозяйств республики. И так, как она, к таджикской земле относятся большинство ее коллег — тех, кто занят сегодня в аграрном секторе республики.
"У нас есть стратегический план роста аграрного производства, говорит Джамиля Саматовна, — и мы могли бы ускорить его выполнение, если бы у нас были возможности приобрести необходимые технику и оборудование. Сегодня нам серьезно помогает Беларусь, поставляя трактора для обработки полей, теперь вот ждем инвесторов из России. Нам нужны качественные семена и холодильники, мы нуждаемся в создании совместных лизинговых компаний и строительстве предприятий по переработке сельхозпродукции".
Добавлю: сегодня в Таджикистане большинство людей связывают свои надежды именно с Россией. В том числе с упрощением таможенных процедур и налаживанием прямых поставок продуктов питания из РТ в российские магазины.
Сторонников "европейского" пути развития в этой стране мало, довольно сдержанно относятся в Душанбе и к сотрудничеству с близким Китаем.
"Мы готовы поставлять нашу продукцию в Китай в любом количестве, — говорит Джамиля Саидова, — но зная, как нерадиво относятся к земле китайские предприниматели против продажи нашей земли или даже сдачи ее КНР в долгосрочную аренду".
Приоритет Душанбе сегодня – развитие экономического и иного сотрудничества со странами ЕАЭС и прежде всего с Россией. Только во взаимодействии с российскими кампаниями Таджикистан может стать страной-экспортером и на южном направлении – для соседних Пакистана и Афганистана. Вот почему в Душанбе все чаще говорят о "Таджикистане-2.0" — о необходимости присоединения республики к ЕАЭС в качестве как минимум наблюдателя. В этом случае российские программы импортозамещения в области производства продуктов питания будут распространены и на продукцию из Таджикистана.
Полагаю, что Таджикистан выходит на новый уровень своего развития – уровень устойчивого роста национальной экономики, активного освоения внешних рынков и превращения страны в мощный транспортно-торговый узел Центральной Евразии.