Торговое сотрудничество России и Таджикистана активно развивается, заявил президент РФ Владимир Путин на встрече с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном.
По мнению эксперта, преподавателя ВШЭ Григория Лукьянова, Россия рассматривает Таджикистан как ключевой форпост по обеспечению безопасности Центрально-Азиатского региона от тех угроз и вызовов, которые поступают со стороны Афганистана.
"Обеспечение этой безопасности в нынешних реалиях в современном мире невозможно осуществить исключительно классическими традиционными военными средствами за счет насыщения местных вооруженных сил оружием, подготовки военных кадров, расширения сферы сотрудничества между спецслужбами, усиления контроля над границами", — сказал Лукьянов Sputnik Таджикистан.
Он пояснил, что необходим более широкий комплекс гибридных мер, включающий в себя средства экономической поддержки с целью стабилизации социально-экономической ситуации в Таджикистане.
"Ситуация там достаточно далека от идеальной, процесс постконфликтного восстановления экономики после гражданской войны 90-х годов до конца так и не завершился", — объяснил эксперт.
В условиях продолжающегося роста численности населения и отсутствия каких-то прорывных экономических реформ и преобразований существует реальная опасность, что внутренние факторы ослабят этот форпост на пути обеспечения безопасности всей Центральной Азии от угроз со стороны Афганистана.
Однако есть ряд проблем, связанных с неготовностью политических элит Таджикистана к расширению экономического взаимодействия с Россией, в том числе в рамках ЕАЭС.
В Таджикистане опасаются, что за экономической помощью последуют некие политические условия и требования, которые будут угрожать независимости таджикского государства.
Российская сторона не претендует на политический суверенитет Таджикистана и уже многие годы пытается убедить Таджикистан в целесообразности проведения реальных реформ в сфере борьбы с коррупцией и повышения эффективности госуправления и тем самым повышения инвестиционной привлекательности страны, что в долгосрочной перспективе отвечает интересам не только самого Таджикистана, но и всех государств Центральной Азии.