ДУШАНБЕ, 30 июл — Sputnik. Набирающее обороты торговое противостояние между Пекином и Вашингтоном может принести большую пользу Центрально-Азиатскому региону, пишет ИноСми со ссылкой на Eurasianet.org.
Ведь именно здесь производят много тех товаров, которые Китай обычно покупал в США. Взять хотя бы сельхозпродукты.
Кроме того, китайский масштабный проект "Один пояс — один путь", позволил улучшить логистику между КНР и Центральной Азией, что снизило себестоимость торговли с регионом.
Узбекские компании назвали 3 самые "удобные" страны для ведения бизнеса
С самого начала 2018-го президент США Дональд Трамп вводит все новые и новые тарифы на товары, ввозимые из Поднебесной. После того как 5 июля вступило в силу положение дополнительных пошлинах на китайский импорт суммой в 34 миллиарда долларов, КНР не замедлил с ответом, введя дополнительный сбор в отношении самых разных американских товаров, начиная от соевых бобов и заканчивая электрокарами.
Что логично, китайские торговые сети стали закупать часть товаров у ближайших соседей. Так, по данным на март, Казахстан на 50% нарастил экспорт пшеницы в КНР, а в июне министр сельского хозяйства, выступая в Астане, заявил, что к 2020 году поставки зерновых в Китай вырастут аж втрое по сравнению с уровнем 2016-го.
От спроса к предложению: как Таджикистану увеличить торговый оборот с Китаем
Говорить о небывалом росте взаимной торговли между Китаем и странами Центральной Азии пока рановато. Но китайские закупщики явно рады, что у них есть доступная альтернатива прямо под боком. А значит, в глазах китайцев "Один пояс — один путь" — не прихоть руководства КНР.
"Мы только начали закупать пшеницу в Казахстане, — сказал американскому новостному каналу Си-Эн-Би-Си один китайский закупщик. — Пока заказали только несколько тысяч тонн. Посмотрим, насколько успешно нам удастся реализовать этот товар и какие будут прибыли. Но если товар окажется хорошим, то мы, несомненно, увеличим закупки. Это все связано с текущей торговой войной".
Абдувахитов: железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан — будущее Азии
Кроме того, Казахстан планирует нарастить поставку в КНР соевых бобов, которые раньше были едва ли не главным направлением пищевого экспорта для Вашингтона. Прошлой осенью Китай закупил почти 9 тысяч тонн казахстанской сои.
Объем поставок казахской сои пока не покрывает и 10% потребностей КНР (примерно 100 миллионов тонн), тенденция к росту очевидна.
Хотя Казахстан и является одним из главных получателей инвестиций в рамках проекта Нового Шелкового пути, в выигрыше может оказаться и Узбекистан. В прошлом году Ташкент договорился с Пекином об инвестициях на сумму 20 миллиардов долларов на развитие инфраструктуры в стране.
Китайские фермеры арендовали в Таджикистане 18 тысяч гектаров земли
В ответ на дальнейшие действия Трампа, в КНР решили ввести дополнительные, но довольно болезненные меры воздействия, не касающихся пошлин. В частности, на границе начались задержки с таможенной очисткой американских товаров.
В результате китайские закупщики, чтобы не страдать от задержки ожидаемых товаров, начали искать альтернативы. Некоторые решили не ходить далеко и заглянуть к соседям. Например, один китайский импортер фруктов сообщил изданию "Саут чайна морнинг пост" о прекращении закупок в США, вместо этого он начал покупать продукцию в Узбекистане и Кыргызстане. Так таможенная очистка и карантинная инспекция намного проще и быстрее в пунктах вдоль маршрутов Нового Шелкового пути.