https://tj.sputniknews.ru/20180831/islamskiy-bank-khadz-ekonomika-religiya-tajikistan-islam-rashody-1026540274.html
Экономика религии: затратно ли быть верующим в Таджикистане
Экономика религии: затратно ли быть верующим в Таджикистане
Sputnik Таджикистан
Таджикистан признан самой религиозной страной в Центральной Азии, но как влияет религия на экономику и быт современных таджикистанцев 31.08.2018, Sputnik Таджикистан
2018-08-31T18:45+0500
2018-08-31T18:45+0500
2022-01-27T12:59+0500
таджикистан
все новости
аналитика
ислам
хадж
мусульманство
закят
траты
экономика
религия
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102321/75/1023217508_0:156:3000:1844_1920x0_80_0_0_2cf34a63355dc3c4aa670dbe01d33d88.jpg
ДУШАНБЕ, 31 авг — Sputnik, Вадим Попов. Каждый религиозный праздник приносит в дома Таджикистана не только радость, но и довольно крупные финансовые расходы. На прошлой неделе в Таджикистане отметили Иди Курбон, по традиции каждый мусульманин должен был принести в жертву барана, корову или другую домашнюю скотину.Сотрудники Комитета по делам религии и упорядочения традиций и обычаев Таджикистана следят за тем, чтобы таджикистанцы отмечали святой праздник без особого размаха и помпезности. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон неоднократно призывал верующих не устраивать "чрезмерно богатые застолья и показушные, сопряженные с расточительством многолюдные пиршества".Между тем люди все же вынуждены идти на затраты, чтобы соблюдать традиции и обряды, предписываемые верой. Ведь практически у любого аспекта общественный жизни есть экономическая сторона.Sputnik Таджикистан проанализировал, легко ли с экономической точки зрения верующим в Таджикистане.Сколько верующих в ТаджикистанеТаджикистан признан самой религиозной страной в Центральной Азии, согласно результатам рейтинга мировой религиозности британского издания The Telegraph. В республике 85% населения являются верующими (Туркменистан – 80%, Кыргызстан – 72%, Казахстан – 64% и на последнем месте Узбекистан – с 51%). Большинство населения Таджикистана составляют сунниты ханафитского мазхаба. В настоящее время в стране действует около 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений).В Горном Бадахшане проживают шииты — исмаилитское религиозное меньшинство. Центр исмаилитов есть и в Душанбе.Также в Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют православные христиане.В Таджикистане "оттачивается" механизм регулирования религиозной жизниКаких-то столкновений и конфликтов на почве религии в Таджикистане не наблюдается. В республике мирно сосуществуют приверженцы разных конфессий и вероисповеданий.Но религия накладывает некоторые ограничения на быт современного таджикистанца.Долг каждого правоверного мусульманинаЗа время советской власти религиозность в Таджикистане сильно снизилась, но тяжелый постсоветский период подтолкнул людей к традиционному для страны исламу.Возвращение к религии было естественной реакцией на идеологический вакуум и служило механизмом консолидации общества. Этим поспешили воспользоваться в борьбе за власть в республике. Ни для кого не секрет, что тему возрождения ислама в Таджикистане пытались приспособить под свои нужды различного рода экстремисты.Но не только радикалы понимали потенциал религии в формировании новой государственной идентичности таджиков. Официальная власть также не препятствует возвращению исламской культуры в Таджикистан.За что Эмомали Рахмон попал в список самых влиятельных мусульман мираК тому же тот вариант ислама, который утвердился в республике, далек от крайностей, отпугивающих светски настроенных граждан. Но все же некоторые особенности контрастируют с общепризнанным пониманием светской культуры.Как совершать намаз без отрыва от работыКаждый верующий в должен пять раз в день совершать намаз — ежедневную молитву. По возможности мужчинам лучше молиться в мечети.Такое дневное расписание влияет на трудовую дисциплину, поэтому некоторым приходится подбирать себе работу, которая позволяла бы отлучаться на молитвы, даже в ущерб зарплате. Нередки случаи, когда люди уходят с рабочего места в мечеть и не возвращаются. По этому поводу были даже специальные распоряжения властей Таджикистана о необходимости соблюдать трудовую дисциплину. Особенно это касается пятничного намаза, который обязательно должен проходить в мечети.Поэтому в государственных учреждениях и частных компаниях Таджикистана в пятницу уделяется повышенное внимание к работникам, проводятся проверки, все ли остаются на местах или возвращаются из мечети на службу, а нарушителей штрафуют.Пожалуй, намаз влияет больше всего на повседневную жизнь религиозного таджикистанца. Но есть те, кто не придерживается этой практики.Обязательная трата мусульманина — закятДаже не выполняя намаз, мусульманин должен часть денег отдавать на "закят". Это обязательная милостыня, которую приверженец ислама отчисляет на нужды малоимущим, преследующим цели распространения ислама, путникам, терпящим нужду на чужбине, и некоторым другим лицам. Размер этой подати оговаривается Советом улемов Таджикистана. На текущий год сумма закята составила 510 сомони (55 долларов).Это небольшие деньги для Таджикистана. Кроме того, обязательный закят предписан тем, чей годовой доход превышает 20 400 сомони. А сумма закята обычно не превышает одну сороковую этого объема, который исторически приравнивается к 84 граммам золота или его стоимости на мировом рынке.Шариат запрещает использовать эти средства для строительства мечетей, медресе и прочих нужд духовенства и светской власти. Все деньги идут конкретным физическим лицам, терпящим какие-либо лишения. Правоверный мусульманин сам решает, кому помочь. При этом никто не следит за выполнением этой обязанности, она на совести верующего.На какие нужды расходуют фитрВ обязанности мусульманина также входит фитр — милостыня разговения. Ее обязательно нужно пожертвовать до окончания месяца Рамадан. Эти средства могут пойти на строительство мечетей, на ремонт дорог и кварталов. Также фитр используется для того, чтобы малоимущие верующие смогли принять участие в празднике по случаю окончания священного месяца.В Таджикистане в Иди Рамазон раздали свыше 40 миллионов сомониКроме этого, мусульмане подают "садаку". Милостыня может быть пожертвована в любом объеме, по желанию верующего. Причем это могут быть не только деньги. Даже нематериальная помощь, благое дело — засчитываются.Садаку можно жертвовать в любое время, но более всего ее раздают в преддверии Рамадана. Так верующие "зарабатывают" милосердие Всевышнего. И садака и фитр призваны сгладить недочеты в поведении мусульманина, которые случаются у постящегося.Глава семьи обычно раздает садаку и фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают этот своеобразный налог самостоятельно. Суммы, как правило, очень небольшие — от 5 до 50 сомони.К некоторым обязательным расходам можно отнести правило — покупать новую одежду для Рамадана. Не нужно облачаться во все новое, но какие-то обновки должны быть.Таким образом, религиозность не оказывает непосильную нагрузку на кошелек верующего в Таджикистане. Другое дело дастархан и марака.Местные таджикские обычаи под сенью исламаВ последнее время в республике немало разговоров ведется вокруг богатства дастархана. По случаю разного рода праздников, в том числе религиозных, принято накрывать праздничный стол.По таджикским традициям дастархан должен быть богатым. Хозяин застолья старается по-максимуму показать свои возможности, предлагая гостям разнообразие блюд.Традиционное для Таджикистана желание превзойти соседа оборачивалось нередко огромными тратами на дастархан. Явление приобрело масштабы бедствия. Многие залезали в колоссальные долги, чтобы их дастарханы выглядели богато. И правительство было вынуждено развернуть борьбу с этим обычаем.В 2017 году в Таджикистане приняли поправки в закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов", которые обязывают мусульман накрывать на религиозные праздники скромный стол.Но более всего причиняет убытки карманам верующих так называемая марака. Это обычай принимать гостей в течение недели после возвращения из хаджа.Вернувшийся паломник накрывает стол, принимает гостей. Люди идут пообщаться с хаджи. Так называют таджика, заработавшего авторитет среди друзей и соседей своим паломничеством. Его слова и поступки становятся еще более значимыми для других верующих. Хаджи угощает всех "прихожан" в течение недели, но иногда и дольше. Эта практика нередко заставляла таджикистанцев влезать в большие долги, только чтобы их стол был полон. Именно марака вызывала большое недовольство у властей Таджикистана, поскольку размеры ажиотажа вокруг этого обычая превышали разумные пределы.В Таджикистане проверят, насколько скромно граждане отмечают Иди КурбонНадо отметить, что к исламу эти явления имеют самое отдаленное отношение. В других странах, где активно исповедуют ислам, подобное не наблюдается.Хадж и другие расходыОтдельной статьей расходов для верующих Таджикистана становится желание отправиться в хадж. Это само по себе затратное мероприятие. А для республики, где уровень доходов очень отличается от других мусульманских стран, хадж особенно недешевая затея. Но каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. К хаджу готовятся, собирают средства.В 2018-м паломничество обошлось верующим Таджикистана в 33 тысячи 410 сомони (около 4 тысяч долларов). Эта цена была согласована с Антимонопольной службой.В стоимость путевки вошли билеты на самолет в оба конца, проживание в священной Мекке, трехразовое питание в Мекке и Медине, обеспечение питанием паломников в долине Мино, Аарафате и Муздалифе, услуга опытных проводников, проживание в долине Мино, Аарафате и Муздалифе. Также путевка включала стоимость животного для обряда жертвоприношения, транспортные расходы по маршруту Джидда-Мекка-Мино-Арафат-Муздалифа-Мино-Мекка-Медина, оплата услуг компаний в Саудовской Аравии, оплата медуслуг, обеспечение паломников бейджиками, информационными буклетами и книжками по хаджу, обеспечение каждого паломника 5 литрами воды из священного источника "Зам-зам", специальные сумки."Каждый день кто-то умирает": паломники рассказали всю правду о хаджеСогласно нормам ислама эти деньги верующий должен скопить сам, не влезая в долги, а если он является главой семьи — еще и финансово обеспечить домочадцев на время своего отсутствия.Но паломничество стремятся совершить далеко не все таджикистанцы. Многие о своей религиозности вспоминают только в дни свадьбы, рождения детей, похорон. Люди ограничиваются приглашением на эти мероприятия мулл, где им дают небольшие пожертвования в качестве платы за услуги. На этом расходы, налагаемые религиозностью, заканчиваются. Также религиозность не несет таджикам и особенных выгод.Наука, религия и подозрения в корыстиВ научном изучении социальных аспектов религии есть концепция, согласно которой религия создавала определенные дополнительные экономические и социальные блага верующим. Например, образцом в этом смысле ученые считают протестантизм. Протестантские общины были свое рода хозяйственными предприятиями, фирмами, принадлежность к которым, если не позволяла увеличить свой доход, то по крайней мере страховала от значительных потерь. Община поддерживала своих членов и не давала им разориться.В происхождении ислама ученые также усматривают экономическую необходимость. Известно, что пророк Мухаммед поощрял торговлю.Именно торговля обеспечила распространение мусульманской веры в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. Единая религия заняла место централизующей силы, обеспечивающей свободное перемещение товаров на такие большие территории. Ислам устранял барьеры и снижал издержки для торговцев и их караванов на всем протяжении от Китая до Атлантического океана. Новейшие исследования подтверждают связь внутренней религиозной мотивации с ожидаемым объемом выгод. То есть люди, соблюдающие обряды и считающие себя верующими, в большинстве случаев рассчитывают на экономический успех. Но прямая зависимость не установлена. Далеко не все, уповающие на милость Всевышнего, получают ожидаемый объем благ, многие так и остаются в бедности.Но кроме материальных выгод, религиозность несет другую общественную пользу. Ученые подтверждают, что посещение церкви положительно сказывается на молодых людях.Они чаще ходят в школу и на работу, преступная активность снижается, равно как и склонность к злоупотреблению спиртным и психоактивными веществами. Подтверждена отрицательная зависимость между участием индивида в религиозной жизни и его расположенностью к совершению преступлений, суициду, разводу, злоупотреблению алкогольными напитками и наркотиками, внебрачным связям.Религия среди трудовых мигрантовРелигиозность трудовых мигрантов — это отдельная большая тема. Стоит отметить, что она одновременно способствует адаптации мигранта в стране пребывания и несет риски вовлечения в ряды экстремистов.Наряду с положительными отзывами об участии в религиозных организациях трудовых мигрантов имеются и отрицательные оценки этого явления."Молодые люди, в первую очередь это характерно для выходцев из Центральной Азии, не будучи у себя на родине приверженцами радикальных идей, даже не будучи сильно религиозными, но имея низкий уровень образования, крайне плохо владеющие языком, попадают сюда, в чуждую среду, испытывают сильный стресс, начинают искать поддержку и, к сожалению, часто находят ее не там, где должны, — в каких-то молельных домах сомнительного толка", — заявил глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игорь Баринов.Напомним, муфтий Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода во время посещения России в декабре 2017-го предостерег своих соотечественников от вовлечения в организации экстремистской направленности и порекомендовал обращаться с религиозными нуждами к официальным российским духовным структурам и признанным авторитетам.Муфтий Таджикистана подвел итоги поездки в РоссиюКроме того, главный муфтий Таджикистана выразил обеспокоенность нарастанием противоборства между шиитами и суннитами, которое практически отсутствует в Таджикистане, но есть в других странах, и отражается в проповедях некоторых религиозных деятелей.Исламский банк: pro et contraОтдельного упоминания заслуживает исламский банкинг. Шариат запрещает проценты на кредит, что дает очевидные преимущества клиентам, но стоит помнить, что исламский банкинг — это долевое участие в прибыли.За последние годы крупнейшие финансовые центры мира включили в свой спектр услуг операции по принципам исламского банкинга. Причем сама практика банковского оборота финансовых средств по законам шариата появилась около 45 лет назад. Но по сей день ведутся дискуссии, насколько оправдано использование системы islamic finance operations в международных расчетах с участим традиционной "христианской" банковской системы. Некоторые эксперты считают финансовые операции так называемого исламского окна в европейских банках чистой профанацией, поскольку шариат запрещает смешивать "халяльные" денежные потоки с оскверненными ссудным процентом деньгами. А в условиях банковской деятельности эти потоки нельзя никак разделить. Банки идут на некоторые уловки, выделяя отдельный счет для операций с "халяльными" деньгами, но для понимающих внутренний механизм банковской деятельности это приспособление выглядит смешно.Необходимо отметить, что Таджикистан прекрасно использует институты банковской системы европейской традиционной модели, а обращение к исламским финансам продиктовано, скорее всего, задачами расширения возможностей кредита.Бытует мнение, что исламские банки переживают финансовые кризисы гораздо легче и подвержены им в меньшей степени. Но один из самых влиятельных специалистов по исламской экономике турецко-американский экономист Тимур Куран опровергает эти представления. По его данным, исламские банки подвержены тем же рискам, что и традиционные финансовые институты. Экономист идет еще дальше и называет исламские финансы завуалированным процентом.Споры об исламском банкинге не утихают. А между тем в Таджикистане первый исламский банк заработает в текущем году. Получат ли таджикистанцы новый эффективный финансовый инструмент с приходом исламских финансов в республику, пока трудно прогнозировать. Но скорее всего, использование этого механизма не связано напрямую с нуждами религии. Хотя, возможно, репутация "халяльного" инвестиционного инструмента увеличит число заемщиков в Таджикистане, что будет способствовать некоторому росту экономической активности в республике.Религиозные обряды в Таджикистане — выгодно или затратноПодводя итоги, можно констатировать, что религиозность незначительно влияет на экономическую сторону жизни современных таджикистанцев. Быть верующим в Таджикистане не затратно, но и не прибыльно.Ислам и другие религии Таджикистана скорее способствуют консолидации общества, а это снижает издержки и улучшает деловой климат.Хотя религия и накладывает отдельные ограничения на бытовую и материальную сторону жизни, их масштаб не стоит преувеличивать. Гораздо большую роль играют местные обычаи и сложившаяся социально-политическая система.
https://tj.sputniknews.ru/20180124/tadzhikistan-samaya-religioznaya-strana-centralnoy-azii-1024529957.html
https://tj.sputniknews.ru/20150918/1016827304.html
https://tj.sputniknews.ru/20180306/kto-meshaet-molitsya-migrantam-centralnoy-azii-rossiya-1024936113.html
https://tj.sputniknews.ru/20180803/zhiteli-sogdijskaya-oblast-hadzh-blagoustroystvo-1026358895.html
https://tj.sputniknews.ru/20180813/tajikistan-shtraf-dastarhan-idi-kurbon-1026431077.html
https://tj.sputniknews.ru/20180820/tajikistan-pozdravleniyeidi-kurbon-1026498063.html
https://tj.sputniknews.ru/20171003/vtoraya-religiya-buhary-pochemu-pravoslavie-vyzhilo-v-uzbekistane-1023489053.html
https://tj.sputniknews.ru/20150611/1015726070.html
https://tj.sputniknews.ru/20180728/islam-migranty-integraciya-russia-tajikistan-1026310707.html
https://tj.sputniknews.ru/20180716/dissertatsia-rektor-vuza-plagiat-1026122720.html
https://tj.sputniknews.ru/20180315/tadzhikistan-islamskiy-bank-deneg-musulmanskikh-stran-1025017577.html
венесуэла
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
2018
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Новости
ru_TJ
Sputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
Таджикские паломники отправились в хадж в Саудовскую Аравию
Sputnik Таджикистан
Таджикские паломники отправились в хадж в Саудовскую Аравию
2018-08-31T18:45+0500
true
PT1M24S
https://cdnn1.img.sputnik.tj/img/102321/75/1023217508_167:0:2834:2000_1920x0_80_0_0_af97dd79adde2f0bd3f703455276b5c0.jpgSputnik Таджикистан
info@sputnik.tj
+74956456601
MIA „Rossiya Segodnya“
таджикистан, все новости, аналитика, ислам, хадж, мусульманство, закят, траты, экономика, религия, венесуэла
таджикистан, все новости, аналитика, ислам, хадж, мусульманство, закят, траты, экономика, религия, венесуэла
ДУШАНБЕ, 31 авг — Sputnik, Вадим Попов. Каждый религиозный праздник приносит в дома Таджикистана не только радость, но и довольно крупные финансовые расходы. На прошлой неделе в Таджикистане отметили Иди Курбон, по традиции каждый мусульманин должен был принести в жертву барана, корову или другую домашнюю скотину.
Сотрудники Комитета по делам религии и упорядочения традиций и обычаев Таджикистана следят за тем, чтобы таджикистанцы отмечали святой праздник без особого размаха и помпезности. Президент Таджикистана Эмомали Рахмон неоднократно призывал верующих не устраивать "чрезмерно богатые застолья и показушные, сопряженные с расточительством многолюдные пиршества".
Между тем люди все же вынуждены идти на затраты, чтобы соблюдать традиции и обряды, предписываемые верой. Ведь практически у любого аспекта общественный жизни есть экономическая сторона.
Sputnik Таджикистан проанализировал, легко ли с экономической точки зрения верующим в Таджикистане.
Сколько верующих в Таджикистане
Таджикистан
признан самой религиозной страной в Центральной Азии, согласно результатам рейтинга мировой религиозности британского издания The Telegraph. В республике 85% населения являются верующими (Туркменистан – 80%, Кыргызстан – 72%, Казахстан – 64% и на последнем месте Узбекистан – с 51%).
Большинство населения Таджикистана составляют сунниты ханафитского мазхаба. В настоящее время в стране действует около 3 000 мечетей, из которых 259 являются соборными. Официально зарегистрированы и действуют 19 медресе (мусульманских религиозно-образовательных учреждений).
В Горном Бадахшане проживают шииты — исмаилитское религиозное меньшинство. Центр исмаилитов есть и в Душанбе.
Также в Таджикистане зарегистрированы 85 немусульманских религиозных объединений. Среди них основную часть составляют православные христиане.
Каких-то столкновений и конфликтов на почве религии в Таджикистане не наблюдается. В республике мирно сосуществуют приверженцы разных конфессий и вероисповеданий.
Но религия накладывает некоторые ограничения на быт современного таджикистанца.
Долг каждого правоверного мусульманина
За время советской власти религиозность в Таджикистане сильно снизилась, но тяжелый постсоветский период подтолкнул людей к традиционному для страны исламу.
Возвращение к религии было естественной реакцией на идеологический вакуум и служило механизмом консолидации общества. Этим поспешили воспользоваться в борьбе за власть в республике. Ни для кого не секрет, что тему возрождения ислама в Таджикистане пытались приспособить под свои нужды различного рода экстремисты.
Но не только радикалы понимали потенциал религии в формировании новой государственной идентичности таджиков. Официальная власть также не препятствует возвращению исламской культуры в Таджикистан.
К тому же тот вариант ислама, который утвердился в республике, далек от крайностей, отпугивающих светски настроенных граждан. Но все же некоторые особенности контрастируют с общепризнанным пониманием светской культуры.
Как совершать намаз без отрыва от работы
Каждый верующий в должен пять раз в день совершать намаз — ежедневную молитву. По возможности мужчинам лучше молиться в мечети.
Такое дневное расписание влияет на трудовую дисциплину, поэтому некоторым приходится подбирать себе работу, которая позволяла бы отлучаться на молитвы, даже в ущерб зарплате. Нередки случаи, когда люди уходят с рабочего места в мечеть и не возвращаются. По этому поводу были даже специальные распоряжения властей Таджикистана о необходимости соблюдать трудовую дисциплину. Особенно это касается пятничного намаза, который обязательно должен проходить в мечети.
Поэтому в государственных учреждениях и частных компаниях Таджикистана в пятницу уделяется повышенное внимание к работникам, проводятся проверки, все ли остаются на местах или возвращаются из мечети на службу, а нарушителей штрафуют.
Пожалуй, намаз влияет больше всего на повседневную жизнь религиозного таджикистанца. Но есть те, кто не придерживается этой практики.
Обязательная трата мусульманина — закят
Даже не выполняя намаз, мусульманин должен часть денег отдавать на "закят". Это обязательная милостыня, которую приверженец ислама отчисляет на нужды малоимущим, преследующим цели распространения ислама, путникам, терпящим нужду на чужбине, и некоторым другим лицам. Размер этой подати оговаривается Советом улемов Таджикистана. На текущий год сумма закята составила 510 сомони (55 долларов).
Это небольшие деньги для Таджикистана. Кроме того, обязательный закят предписан тем, чей годовой доход превышает 20 400 сомони. А сумма закята обычно не превышает одну сороковую этого объема, который исторически приравнивается к 84 граммам золота или его стоимости на мировом рынке.
Шариат запрещает использовать эти средства для строительства мечетей, медресе и прочих нужд духовенства и светской власти. Все деньги идут конкретным физическим лицам, терпящим какие-либо лишения. Правоверный мусульманин сам решает, кому помочь. При этом никто не следит за выполнением этой обязанности, она на совести верующего.
На какие нужды расходуют фитр
В обязанности мусульманина также входит фитр — милостыня разговения. Ее обязательно нужно пожертвовать до окончания месяца Рамадан. Эти средства могут пойти на строительство мечетей, на ремонт дорог и кварталов. Также фитр используется для того, чтобы малоимущие верующие смогли принять участие в празднике по случаю окончания священного месяца.
Кроме этого, мусульмане подают "садаку". Милостыня может быть пожертвована в любом объеме, по желанию верующего. Причем это могут быть не только деньги. Даже нематериальная помощь, благое дело — засчитываются.
Садаку можно жертвовать в любое время, но более всего ее раздают в преддверии Рамадана. Так верующие "зарабатывают" милосердие Всевышнего. И садака и фитр призваны сгладить недочеты в поведении мусульманина, которые случаются у постящегося.
Глава семьи обычно раздает садаку и фитр за свою супругу и детей. Если в семье до начала месяца Рамадан появился младенец, садака выделяется и от его имени. Если дети уже взрослые и имеют возможность самостоятельно зарабатывать средства или живут со своими семьями отдельно от родителей, то они выплачивают этот своеобразный налог самостоятельно. Суммы, как правило, очень небольшие — от 5 до 50 сомони.
К некоторым обязательным расходам можно отнести правило — покупать новую одежду для Рамадана. Не нужно облачаться во все новое, но какие-то обновки должны быть.
Таким образом, религиозность не оказывает непосильную нагрузку на кошелек верующего в Таджикистане. Другое дело дастархан и марака.
Местные таджикские обычаи под сенью ислама
В последнее время в республике немало разговоров ведется вокруг богатства дастархана. По случаю разного рода праздников, в том числе религиозных, принято накрывать праздничный стол.
По таджикским традициям дастархан должен быть богатым. Хозяин застолья старается по-максимуму показать свои возможности, предлагая гостям разнообразие блюд.
Традиционное для Таджикистана желание превзойти соседа оборачивалось нередко огромными тратами на дастархан. Явление приобрело масштабы бедствия. Многие залезали в колоссальные долги, чтобы их дастарханы выглядели богато. И правительство было вынуждено развернуть борьбу с этим обычаем.
В 2017 году в Таджикистане приняли поправки в закон "Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов", которые обязывают мусульман накрывать на религиозные праздники скромный стол.
Но более всего причиняет убытки карманам верующих так называемая марака. Это обычай принимать гостей в течение недели после возвращения из хаджа.
Вернувшийся паломник накрывает стол, принимает гостей. Люди идут пообщаться с хаджи. Так называют таджика, заработавшего авторитет среди друзей и соседей своим паломничеством. Его слова и поступки становятся еще более значимыми для других верующих. Хаджи угощает всех "прихожан" в течение недели, но иногда и дольше.
Эта практика нередко заставляла таджикистанцев влезать в большие долги, только чтобы их стол был полон. Именно марака вызывала большое недовольство у властей Таджикистана, поскольку размеры ажиотажа вокруг этого обычая превышали разумные пределы.
Надо отметить, что к исламу эти явления имеют самое отдаленное отношение. В других странах, где активно исповедуют ислам, подобное не наблюдается.
Отдельной статьей расходов для верующих Таджикистана становится желание отправиться в хадж. Это само по себе затратное мероприятие. А для республики, где уровень доходов очень отличается от других мусульманских стран, хадж особенно недешевая затея. Но каждый правоверный мусульманин должен хотя бы раз в жизни посетить Мекку. К хаджу готовятся, собирают средства.
В 2018-м паломничество обошлось верующим Таджикистана в 33 тысячи 410 сомони (около 4 тысяч долларов). Эта цена была согласована с Антимонопольной службой.
В стоимость путевки вошли билеты на самолет в оба конца, проживание в священной Мекке, трехразовое питание в Мекке и Медине, обеспечение питанием паломников в долине Мино, Аарафате и Муздалифе, услуга опытных проводников, проживание в долине Мино, Аарафате и Муздалифе. Также путевка включала стоимость животного для обряда жертвоприношения, транспортные расходы по маршруту Джидда-Мекка-Мино-Арафат-Муздалифа-Мино-Мекка-Медина, оплата услуг компаний в Саудовской Аравии, оплата медуслуг, обеспечение паломников бейджиками, информационными буклетами и книжками по хаджу, обеспечение каждого паломника 5 литрами воды из священного источника "Зам-зам", специальные сумки.
Согласно нормам ислама эти деньги верующий должен скопить сам, не влезая в долги, а если он является главой семьи — еще и финансово обеспечить домочадцев на время своего отсутствия.
Но паломничество стремятся совершить далеко не все таджикистанцы. Многие о своей религиозности вспоминают только в дни свадьбы, рождения детей, похорон. Люди ограничиваются приглашением на эти мероприятия мулл, где им дают небольшие пожертвования в качестве платы за услуги. На этом расходы, налагаемые религиозностью, заканчиваются. Также религиозность не несет таджикам и особенных выгод.
Наука, религия и подозрения в корысти
В научном изучении социальных аспектов религии есть концепция, согласно которой религия создавала определенные дополнительные экономические и социальные блага верующим. Например, образцом в этом смысле ученые считают протестантизм. Протестантские общины были свое рода хозяйственными предприятиями, фирмами, принадлежность к которым, если не позволяла увеличить свой доход, то по крайней мере страховала от значительных потерь. Община поддерживала своих членов и не давала им разориться.
В происхождении ислама ученые также усматривают экономическую необходимость. Известно, что пророк Мухаммед поощрял торговлю.
Именно торговля обеспечила распространение мусульманской веры в Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Африке к югу от Сахары. Единая религия заняла место централизующей силы, обеспечивающей свободное перемещение товаров на такие большие территории. Ислам устранял барьеры и снижал издержки для торговцев и их караванов на всем протяжении от Китая до Атлантического океана.
Новейшие исследования подтверждают связь внутренней религиозной мотивации с ожидаемым объемом выгод. То есть люди, соблюдающие обряды и считающие себя верующими, в большинстве случаев рассчитывают на экономический успех. Но прямая зависимость не установлена. Далеко не все, уповающие на милость Всевышнего, получают ожидаемый объем благ, многие так и остаются в бедности.
Но кроме материальных выгод, религиозность несет другую общественную пользу. Ученые подтверждают, что посещение церкви положительно сказывается на молодых людях.
Они чаще ходят в школу и на работу, преступная активность снижается, равно как и склонность к злоупотреблению спиртным и психоактивными веществами. Подтверждена отрицательная зависимость между участием индивида в религиозной жизни и его расположенностью к совершению преступлений, суициду, разводу, злоупотреблению алкогольными напитками и наркотиками, внебрачным связям.
Религия среди трудовых мигрантов
Религиозность трудовых мигрантов — это отдельная большая тема. Стоит отметить, что она одновременно способствует адаптации мигранта в стране пребывания и несет риски вовлечения в ряды экстремистов.
Наряду с положительными отзывами об участии в религиозных организациях трудовых мигрантов имеются и отрицательные оценки этого явления.
"Молодые люди, в первую очередь это характерно для выходцев из Центральной Азии, не будучи у себя на родине приверженцами радикальных идей, даже не будучи сильно религиозными, но имея низкий уровень образования, крайне плохо владеющие языком, попадают сюда, в чуждую среду, испытывают сильный стресс, начинают искать поддержку и, к сожалению, часто находят ее не там, где должны, — в каких-то молельных домах сомнительного толка", —
заявил глава Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) России Игорь Баринов.
Напомним, муфтий Таджикистана Саидмукаррам Абдукодирзода во время посещения России в декабре 2017-го предостерег своих соотечественников от вовлечения в организации экстремистской направленности и порекомендовал обращаться с религиозными нуждами к официальным российским духовным структурам и признанным авторитетам.
Кроме того, главный муфтий Таджикистана выразил обеспокоенность нарастанием противоборства между шиитами и суннитами, которое практически отсутствует в Таджикистане, но есть в других странах, и отражается в проповедях некоторых религиозных деятелей.
Исламский банк: pro et contra
Отдельного упоминания заслуживает исламский банкинг. Шариат запрещает проценты на кредит, что дает очевидные преимущества клиентам, но стоит помнить, что исламский банкинг — это долевое участие в прибыли.
За последние годы крупнейшие финансовые центры мира включили в свой спектр услуг операции по принципам исламского банкинга. Причем сама практика банковского оборота финансовых средств по законам шариата появилась около 45 лет назад. Но по сей день ведутся дискуссии, насколько оправдано использование системы islamic finance operations в международных расчетах с участим традиционной "христианской" банковской системы.
Некоторые эксперты считают финансовые операции так называемого исламского окна в европейских банках чистой профанацией, поскольку шариат запрещает смешивать "халяльные" денежные потоки с оскверненными ссудным процентом деньгами. А в условиях банковской деятельности эти потоки нельзя никак разделить. Банки идут на некоторые уловки, выделяя отдельный счет для операций с "халяльными" деньгами, но для понимающих внутренний механизм банковской деятельности это приспособление выглядит смешно.
Необходимо отметить, что Таджикистан прекрасно использует институты банковской системы европейской традиционной модели, а обращение к исламским финансам продиктовано, скорее всего, задачами расширения возможностей кредита.
Бытует мнение, что исламские банки переживают финансовые кризисы гораздо легче и подвержены им в меньшей степени. Но один из самых влиятельных специалистов по исламской экономике турецко-американский экономист Тимур Куран опровергает эти представления. По его данным, исламские банки подвержены тем же рискам, что и традиционные финансовые институты. Экономист идет еще дальше и называет исламские финансы завуалированным процентом.
Споры об исламском банкинге не утихают. А между тем в Таджикистане первый исламский банк заработает в текущем году.
Получат ли таджикистанцы новый эффективный финансовый инструмент с приходом исламских финансов в республику, пока трудно прогнозировать. Но скорее всего, использование этого механизма не связано напрямую с нуждами религии. Хотя, возможно, репутация "халяльного" инвестиционного инструмента увеличит число заемщиков в Таджикистане, что будет способствовать некоторому росту экономической активности в республике.
Религиозные обряды в Таджикистане — выгодно или затратно
Подводя итоги, можно констатировать, что религиозность незначительно влияет на экономическую сторону жизни современных таджикистанцев. Быть верующим в Таджикистане не затратно, но и не прибыльно.
Ислам и другие религии Таджикистана скорее способствуют консолидации общества, а это снижает издержки и улучшает деловой климат.
Хотя религия и накладывает отдельные ограничения на бытовую и материальную сторону жизни, их масштаб не стоит преувеличивать. Гораздо большую роль играют местные обычаи и сложившаяся социально-политическая система.