Стратегия ЕС в Центральной Азии и выгоды для Мирзиёева

Подписаться на
Yandex newsTelegram
Странам Центральной Азии не стоит надеяться на особое внимание Евросоюза, считает эксперт Центра специальных медиаметрических исследований Игорь Николайчук

Однако, подчеркивает эксперт, для руководства Узбекистана открывается оперативный простор.

Город Ташкент, архивное фото - Sputnik Таджикистан
ЕС инвестирует в Центральную Азию на долгосрочную перспективу

Подготовленная еврочиновниками и опубликованная 18 сентября новая стратегия взаимодействия Европейского союза с некой "коллективной Азией" (создается впечатление, что выражение "коллективная Азия" есть просто копия гуляющего в российских СМИ пропагандистского определения "коллективный Запад") была бы банальной политической декларацией, если бы не драматический фон, на котором этот документ появился.

Я имею в виду те трансформации, которые претерпевает сам Евросоюз.

Две Европы

Не раз уже сказано, что старого Евросоюза больше нет. Есть расколотая Европа – Евроатлантика (США, Великобритания, ряд далеких от Европы англоговорящих стран из числа бывших британских владений и примкнувшая к ним Польша) и так сказать "континентальная Европа", которая оказалась в цивилизационном, экономическом, политическом и культурном плане вполне самодостаточным геостратегическим игроком. Теперь этой континентальной Европе предстоит стать самодостаточной в финансовом и, особенно, в военном отношении.

Автобусы в автопарке, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Согдийская область получит от ЕС 70 новых автобусов

Заметим в скобках, что даже сегодня, когда Трамп для восстановления американской экономики нажал на все красные кнопки, а американские финансисты в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю крутят печатный станок, темпы экономического роста в Германии заметно выше, чем в США.

С учетом сказанного появление новой стратегии вполне можно считать заявкой на расширение присутствия Евросоюза в большом азиатском регионе, с прицелом даже на то, чтобы потеснить в Китае США. Именно поэтому европейские дипломаты изобрели термин "устойчивое взаимодействие", где стратегической новацией является именно устойчивость (читай – настойчивость).

Инструментом реализации такого подхода объявлена "экономическая дипломатия".

Азия – и Центральная Азия

Но предложенная стратегия не предполагает роста интереса европейцев к пятерке стран Центральной Азии, в том числе к Узбекистану.

Вот только один пример. Сейчас все помешались на идее инвестирования в инфраструктурные проекты. Придумывают в том числе новые Шелковые пути. Но в новой азиатской стратегии Евросоюза упомянуты интересные факты. Сегодня доля товаров, перевозимых морским транспортом, в стоимостном выражении составляет 70% всех грузов, воздушным – 25%. Автоперевозки и железные дороги отдыхают.

Рукопожатие, архивное фото - Sputnik Таджикистан
ЕС начнет переговоры с Узбекистаном по новому всеобъемлющему соглашению

И хотя по авиационным перевозкам Евросоюз готов договариваться и с Узбекистаном, и с другими членами центральноазиатской пятерки, но речь может идти только о малоемких в финансовом отношении процедурах стандартизации документации, безопасности маршрутов, транзитных сборах и прочей мелочи. Вряд ли какая-либо из стран Центральной Азии на деньги европейцев станет в перспективе мировой воздушной гаванью с гигантскими логистическими центрами и перевалочными базами.

Дважды, но вскользь

Собственно, в тексте документа "ЕС разработал стратегию по взаимодействию Европы и Азии", предназначенном для публикации в СМИ, регион Центральной Азии не упомянут ни разу. В более полной версии "Азиатской стратегии" Евросоюза (этот документ имеет название "Единое информационное сообщение для Европейского парламента, Совета Европы, Европейского комитета по экономической и социальной политике, Комитета по делам регионов и Европейского инвестиционного банка "Взаимодействие Европы и Азии – строительные блоки для стратегии ЕС") регион упомянут всего два раза, и то вскользь!

Город Астана, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Астана предложила ЕС в стратегии по ЦА сфокусироваться на развитии бизнеса

Судите сами. Вот первый фрагмент: "В то же время ЕС должен расширить диалог по устойчивому взаимодействию с другими партнерами, включая Афганистан, Индию, Индонезию, Иран, Пакистан, Россию, Республику Корея, Турцию и страны Центральной Азии, а также Австралию и Соединенные Штаты". Упоминание есть, ну уж очень через запятую.

А вот второй фрагмент (он в самом конце документа): "Наконец, ЕС должен также содействовать региональному сотрудничеству в области устойчивого взаимодействия в качестве ключевого аспекта своей стратегии в Центральной Азии".

Региональное сотрудничество подразумевает, что ЕС заинтересован в сохранении как минимум стабильности в регионе. Это нужно для того, чтобы Евросоюз на постоянной основе так или иначе присутствовал во всех странах "пятерки". Еврочиновники как бы говорят: мы возвращаемся в каждую страну, но как в часть монолитного региона. Центральная Азия становится единым "театром дипломатических действий".

Европейский квартал в Брюсселе - Sputnik Таджикистан
Центральная Азия получит от ЕС 1,6 миллиона евро на управление границами

Такая ситуация объективно выгодна президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. В октябре во Франции он может разыграть карту активного регионального политического лидера, предложив стать (не надо этого пугаться, это обычная практика) легальным лоббистом интересов Евросоюза в странах ЦА. Ход в смысле многовекторности вполне логичный. И вряд ли у кого он вызовет политическую идиосинкразию.

Впрочем, это колонки писать легко. Принимать ответственные политические решения трудно. Пусть политики и решают.

Лента новостей
0