ДУШАНБЕ, 27 сен – Sputnik. Государственный музей Востока открыл свои двери для тех, кто неравнодушен к искусству народов Центральной Азии.
Здесь с 27 сентября по 14 октября будет проходить выставка "Долина ветров", посвященная творчеству заслуженного деятеля искусств, народного художника Таджикистана Зухура Хабибулаева.
Хабибулаев родился в 1932 году в Душанбе. В 1959 он закончил художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной в Ленинграде и вернулся на родину преподавать и творить.
Проникшись наследием русского авангарда и успев познакомиться с лучшими творениями соцреализма и "сурового стиля", художник начинает искать свой творческий путь, экспериментируя с цветами и красками.
Лейтмотивом его работ становится монументальная природа Таджикистана и спокойный, размеренный быт людей.
Вот женщины неторопливо несут хлопок, а над головой у них мираж, иллюзия в виде прозрачного комбайна. На соседнем полотне уже мужчины собирают "белое золото" в огромные пирамиды. А вот - уставшие работники сидят за дастарханом.
Большая часть картин экспозиции из коллекции Юлии Вербицкой, директора фонда "Русские меценаты", при участии которой выставка и состоялась.
По ее словам, стилистические поиски Хабибулоева позволили ему сформировать собственный пластический язык, где органично сочетается яркий восточный колорит, этническая культура Центральной Азии, европейская живопись и переработанное наследие русского авангарда.
"Эту культуру я люблю всем своим сердцем по той причине, что искусство авангарда, которым славится Россия, получило такое оригинальное развитие. Хрупкая, тонкая и яркая культура, которая перевернула мир, вдруг эмигрировала в Центральную Азию", - рассказывает Вербицкая.
По мнению коллекционера, среди гор Таджикистана было то, чего никогда не было и, увы, не могло быть в Москве и Петербурге: удивительная природа и ландшафт, невозможная палитра цвета и света, которая давала художникам возможность смелых экспериментов с красками и композицией.
В этом смысле особняком в творчестве таджикского художника стоит портрет известного актера театра и кино Хашима Гадоева, который чем-то похож на "Демона" Врубеля, мистическим образом притягивающего внимание всех гостей выставки.
Вербицкая: я хочу, чтобы наследие Таджикистана уважали
В советские времена Зухуру Хабибулаеву однажды даже пришлось пострадать за свою творческую дерзость и самобытность. Он вспоминал, как на одной из всесоюзных выставок в Москве министр культуры СССР Светлана Фурцева раскритиковала его картину "Гиджак", велела удалить ее с экспозиции, а самого живописца обвинила в формализме.
Причина министерского гнева была такая: у центрального персонажа картины были босые и якобы грязные ноги, что в понимании Фурцевой не вязалось с каноничным образом строителя коммунизма.
И все же, подобные обвинения не помешали Хабибулаеву добиться признания. Работы мастера хранятся в Государственном музее Востока, Третьяковской галерее, в частных музейных коллекциях Великобритании, Франции, Швейцарии, США и Китая.
Но пожалуй, больше всего его картины способны оценить те, кто хоть раз бывал в Таджикистане или Узбекистане и узнает на полотнах художника знакомые пейзажи.
Вот и присутствовавший на открытии выставки посол Таджикистана в России Имомуддин Сатторов отмечал, что в окружении ярких и теплых картин Хабибулаева он чувствует себя, как на родине.
В свою очередь Юлия Вербицкая с удовольствием вспоминает свою первую поездку в республику и знакомство с художником.
"Мы предприняли некоторую авантюру – на машине выехали из Узбекистана и через перевал приехали в Таджикистан. И несравненные ощущения от этих контрастных цветов у меня не проходят до сих пор", - призналась она корреспонденту Sputnik.
Как известная путешественница объехала весь Таджикистан в одиночку
В любом случае на выставку стоит идти, даже не будучи знакомым ни с культурой Центральной Азии, ни с природой региона. Просто потому, что авангардные пейзажи, вдохновленные горами Памира, лишний раз подчеркивают такую изящную и тонкую симфонию русской и таджикской культуры, о которой, к сожалению, сегодня так редко вспоминают.