ДУШАНБЕ, 15 окт - Sputnik. В Душанбе прошел Международный фестиваль ремесел "Чакан", на который съехались около 100 лучших рукодельниц и мастеров со всего Таджикистана, а также ближнего и дальнего зарубежья.
Все они постарались продемонстрировать богатство традиций разных регионов и народов.
Мастера привезли одежду и скатерти с ручной вышивкой, сумки и рюкзаки в стиле икат, изделия из драгоценных камней, бисера, изделия шерсти и войлока, ювелирные украшения, ковры, живопись, керамику, музыкальные инструменты и многое другое.
Фестиваль не для таджикских карманов
Вот уже третий раз в солнечный Таджикистан приезжает эстонка Ити Паллин, основательница эко-бренда Villapai.
С собой на фестиваль ремесел она привезла всего понемногу: пару штук детских варежек, несколько теплых шерстяных носков, похожих, кстати, на памирские джурабы, а также один белоснежный платок с удивительными орнаментами.
"Почему так мало? На то есть причины – наши вязаные изделия из шерсти стоят очень дорого, даже порой для самих жителей Эстонии. К примеру, теплые носки можно приобрести за 50 долларов, а вот этот нежный шарф – за 130 долларов", - отмечает мастерица, понимая, что за такую сумму на местном рынке можно, конечно, одеться с ног до головы.
Так и получилось, что посетители фестиваля смогли себе позволить лишь безмолвное восхищение ее трудом, не более.
Но, к счастью, этим участие Ити Паллин не закончилось – в рамках фестиваля "Чакан" она поделилась с таджикскими коллегами своим опытом ведения бизнеса. Женщине удалось создать вполне успешную кампанию ручных изделий из шерсти, которые продаются далеко за пределами Эстонии.
Труд афганских беженцев не оценили
Но вот беженке из Афганистана Халиме Динмухаммад фестиваль нужен вовсе не для самопиара – она думает лишь о том, как бы больше продать скатертей и национальных халатов, чтобы, наконец, оплатить задолженность по квартире, которую она снимает недалеко от Садбарга за 1000 сомони в месяц.
"Москва - город мира, дружбы и согласия": как выступили таджикские артисты
"Не проходите мимо. Не пожалеете - исключительно ручная работа", - пытается она привлечь внимание каждого гостя. А на столе, рядом с которым стоит стенд от организации UNHCR (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) "Сделано беженцами", разложен десяток товаров из адраса и атласа.
Помогает торговать Халиме ее 10-летний сын. Ему к началу второго дня фестиваля все же удалось продать две наволочки за 100 сомони. Но он понимает, что этого пока хватит только на продукты питания, но не на квартплату, отчего все громче и громче начинает звать прохожих к прилавку.
Мастера в "Тюбетейке": таджикские ремесла и культура на выставке в Москве
В Душанбе Халима и ее трое детей живут уже почти 20 лет, последние несколько лет она тянет семью совсем одна: ее муж, таксист, погиб в авиакатастрофе 10 лет назад. В Афганистан вернуться женщина не захотела – там у нее уже никого нет.
"Когда был жив муж, здесь мы были счастливы. Не стало его – погрязли в долгах. Благо помогает иранская организация и поддерживает UNHCR. Но сами понимаете, жизнь куда сложнее. Поэтому ремесленничество пока вытаскивает, но снова не всегда", - с намеком показывает женщина на свой стол нереализованных товаров.
Товаров много, покупателей мало
Рядом с ней без особого энтузиазма стоят еще две афганки – Отифа и Шабнам Одилпур. На руках у них самодельные сережки, браслеты ручной работы и брошки из бисера. Все недорого – от 5 до 15 сомони, но потенциальные покупатели все равно проходят мимо. То ли от того, что они, в отличие от других продавцов, не рвутся зазывают посетителей, то ли гости пришли за более уникальными и колоритными вещами.
"Ничего не продали, абсолютно. Хотя так надеялись", - с сожалением говорит одна из девушек.
Отифа и Шабнам приехали на фестиваль "Чакан" из Вахдата. Именно там в основном живут беженцы из Афганистана. А там, сетуют девушки, жизнь крайне тяжелая: на жизнь зарабатывают они всеми возможными способами, ведь кормить нужно не только самих себя, но еще 4-х братьев и сестер, а также пожилых родителей.
"Я надеюсь, остальным повезло, хотя посетителей и вчера, и сегодня было очень мало. Жалко столько разбитых надежд ремесленников", - еле улыбаясь, отмечают девушки.
Раскупили все: таджикский адрас произвел фурор на ярмарке в Лондоне
На плохую окупаемость жалуются и другие мастера. Им пришлось потратиться на дорогу, проживание в Душанбе и аренду места в Национальном музее. Думали, что за два дня бойкой торговли траты окупятся, но вышло иначе.
"Продала всего 2 тюбетейки за 90 сомони, а потратила 350, еще и обратно ехать", - сокрушается женщина, убирая товар обратно в сумки.
Возможно, у фестиваля было мало рекламы, а может, покупатели попридержали деньги, но красивые и достойные восхищения товары так и не нашли новых владельцев.