ДУШАНБЕ, 17 окт - Sputnik. На прошлой неделе в Минске состоялся фестиваль документальных фильмов Евразия.doc, где победителем стал фильм "Песни Абдула", повествующий о жизни таджикских мигрантов.
Свою награду автор фильма Анна Моисеенко посвятила главному герою картины - Абдумамаду Бекмамадову, талантливому актеру и музыканту родом с Памира. Однако в Москве он работает обычным строителем, в свободное время занимаясь сочинительством, а еще выступает в театре.
Сам фильм "Песни Абдула" впервые был показан зрителю еще в 2016-м, однако российская публика познакомилась с ним лишь год спустя, когда картина начала свое победное шествие по кинофестивалям. Так, недавно жители Казани могли видеть "Песни Абдула" на Международном фестивале исламского кино.
Sputnik Таджикистан пообщался с Анной о том, какое впечатление произвели на нее Памирские горы и как съемки фильма кардинально изменили ее отношение к таджикской диаспоре в России.
Трудная дорога на Памир
Специально снимать документальное кино о буднях таджикских мигрантов Моисеенко не планировала. Режиссер почти ничего не знала о традиционной таджикской культуре, а самая известная на тот момент ее работа была посвящена будням то ли секты, то ли трудовой коммуны в деревне под Харьковом.
Все изменил случай. Моисеенко пришла в московский Театр.doc, где Абдумамад Бекмамадов с друзьями Покизой Курбунасеновой и Аджамом Чакобоевым ставили "Акын-оперу" - представление с песнями о жизни мигрантов в столице.
Артисты с Памира: "Золотая маска" осложнила нам жизнь в Москве
"Мне безумно понравилась памирская музыка, которую до этого слушать не доводилось. И я подумала, что это очень яркая история с харизматичным героем и классно было бы снять про это кино. Никакой темы с мигрантами не было – заинтересовали конкретные люди и их творчество", - поясняет режиссер.
Правда, вскоре выяснилось, что Абдумамад какое-то время не сможет принимать участие в спектаклях в Москве, так как уезжает в Таджикистан - родственники 10 лет возводили семейный дом, более-менее закончили строительство, и это событие неплохо было бы отметить.
Сам факт, что человек может жить 10 лет без семьи в чужой стране, оставаясь при этом семьянином и не теряя связей с родиной, показался Анне Моисеенко невероятным.
"Для моей жизни это очень необычная история: чтобы жена и дети жили без кормильца столько лет, при этом оставаясь семьей. Я увидела здесь потрясающий сюжет и попросила взять меня с собой", - рассказывает она.
По ее словам, Бекмамадов был, мягко говоря, удивлен желанием первого встречного ехать с ним в Таджикистан, но будучи человеком гостеприимным, отказать не смог.
Надо сказать, автор фильма слабо представляла, что значит дорога в Хорог, близ которого и жила семья Бекмамадова. Вместо небольшой поездки от аэропорта в горный кишлак ее ждало двухдневное путешествие по Памирскому тракту, да еще и зимой.
Правда, дорога того стоила. Медленные подъемы в гору чередовались спусками по краю обрывов высотой в сотни метров. Виды заснеженных пиков на горизонте с нависающими над головой скалами произвели на Моисеенко неизгладимое впечатление.
Не обошлось и без мрачных эксцессов - ехавшая впереди машина сорвалась в пропасть.
"Проблемные" песни таджикских мигрантов
В самом кишлаке Моисеенко прожила больше месяца и за это время успела снять массу интересного материала - это и бурная встреча с семьей после 10 лет разлуки, и выступление Абдумамада в местном доме культуры, и обязательные визиты к многочисленной родне.
Фильм о жизни мигранта "Песни Абдула" тронул сердца русских и таджиков
Поначалу люди немного сторонились документалиста с камерой, но потом привыкли и стали воспринимать Анну как дорого московского гостя.
"Мы обошли всех родственников – семей, наверное, десять. И везде мне дарили теплые носки, джурабы. Теперь дома их целый мешок. Одни из самых красивых мне вручила жена Абдумамада", - делится впечатлениями режиссер "Песен Абдула".
Отсняв сотни часов материала, познакомившись с родней актера во всех близлежащих селениях, успев промерзнуть в холодном горном климате и подхватить простуду, режиссер засобиралась домой.
Дальше были съемки в столице – процесс, затянувшийся на годы. За это время сам Бекмамадов успел сменить несколько работ, съемных квартир, выдать дочь замуж и получить престижную театральную премию – "Золотую маску".
Тогда же таджикский певец и российский режиссер отсняли те самые "Песни Абдула", обеспечившие фильму успех.
Анна изначально искала такую форму кино, где сюжет будет рассказан при помощи песен. В свою очередь Абдумамад Бекмамадов зарекомендовал себя не только как театральный актер, но и как блестящий сочинитель и музыкант.
Аккомпанируя себе на барабане под народную памирскую музыку, он пел песни о том, как от мужчины ушла жена, оставив ему кредиты, как непросто найти работу и трудиться шесть дней подряд от зари до зари.
Сочетание традиционной таджикской мелодии и остросоциальных текстов рождают странный резонанс, который не может оставить слушателя равнодушным.
От шуток до танцев: в Москве прошел творческий вечер Абдумамада Бекмамадова
"Я до конца не могла поверить, что это история настоящего человека, а не актерская игра. Такого же в жизни просто не бывает: десять лет не был в семье, но построил там дом, получил награду в Большом театре – и при этом работает строителем. Удивительная судьба!" — восхищалась одна из зрительниц на фестивале в Казани.
Награда для "дворников" из "Песен Абдула"
За время съемок изменилось и само отношение режиссера к Таджикистану.
Страна, которую она до этого знала как родник трудовых мигрантов, открылась для нее настоящим кладезем древней культуры и источником вдохновения. А памирцы как народ стали для нее не то что родными, но уж точно близкими.
Бекмамадов получил диплом фестиваля в Выборге за роль в "Песнях Абдула"
Обратной стороной такой симпатии стало то, что Анна начала обращать внимание на проявление недружелюбного отношения к таджикам, которого раньше не замечала.
"До фильма я куда меньше сталкивалась с ксенофобией. Скажем так, внутренняя оптика не была настроена. А со временем я начала замечать оскорбительные фразы от окружающих людей, которые мне-то всегда казались абсолютно адекватными", - делится впечатлениями режиссер.
По ее словам, на вручении "Золотой маски" с задних рядов кто-то насмешливо спросил в адрес команды "Песни Абдула": "А этим дворникам за что награду дали?"
Однако для самой Анны Моисеенко это лишний повод рассказать соотечественникам о повседневной жизни людей, чьей глубокой культурой в России обычно редко интересуются.
Так, в 2017-м Анна Моисеенко стала одним из организаторов фестиваля культур "Памир-Москва", цель которого - объединить в едином пространстве городского праздника разные, редко пересекающиеся аудитории: обычных горожан, трудовых мигрантов, деятелей искусства и культуры, граждан России и Таджикистана.
Ведь таджикское культурное наследие, по признанию режиссера, может стать для случайного человека целым миром, абсолютно новым и неизведанным.