ДУШАНБЕ, 28 окт — Sputnik. Участие Франции и Германии на четырехсторонней встречи в Стамбуле по САР доказало политическое превосходство России в сирийском вопросе.
Встреча в Турции стала последней возможностью для европейских стран поменять свою позицию по Сирии, если они хотят в дальнейшем стать участниками политического решения и процесса восстановления страны, рассказал РИА Новости директор иорданского центра стратегических исследований (MEMPSI) Амер Аль-Сабайлех (Amer Al Sabaileh).
Четырехсторонняя встреча по сирийскому урегулированию состоялась в субботу в Стамбуле с участием президентов России, Турции и Франции Владимира Путина, Тайипа Эрдогана и Эммануэля Макрона, а также канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Стороны, в частности, обсуждали ситуацию в провинции Идлиб, подчеркивая необходимость сохранения там режима перемирия. Также они отметили необходимость борьбы с терроризмом и призвали сформировать конституционную комиссию к концу года.
"Давайте договоримся изначально, что все сегодня обязаны не отставать от России ради достижения окончательного успеха в разрешении ситуации в Сирии. На разных уровнях эти страны (Франция и Германия) были в оппозиции относительно российской политики, в том числе Турция. Теперь поменялась позиция Турции, потом перешли к решению проблемы в Идлибе, а сейчас подключили двух важных игроков с международной арены - это Германия и Франция. Безусловно, своим участием эти два государства показали, что не хотят быть вне сценария политического решения в Сирии и не хотят быть вне этапа восстановления Сирии", - сказал Аль-Сабайлех.
По мнению иорданского эксперта, Турция в свою очередь нуждается во Франции и Германии для достижения баланса в диалоге с Россией, как по идлибскому вопросу, так и по тому, что будет в Сирии дальше. Переговоры в Стамбуле собеседник агентства назвал "расширенной версией" астанинской модели переговоров по САР.
"Поэтому, по моему мнению, в итоге все вынуждены считаться и придерживаться политики РФ. Они приняли участие в прошедшей встрече (в Стамбуле) не как победители, а скорей как проигравшие, так как они не могут далее оппонировать и вынуждены соглашаться", - добавил он.
Перемены в Дамаске
Аль-Сабайлех отметил, что и политика Дамаска скорее всего будет меняться в отношении тех стран Запада, которые сейчас предпринимают действия для сближения с позицией РФ.
Руководство Сирии неоднократно заявляло, что против участия в послевоенном этапе восстановления страны государств, поддерживающих террористов и вооруженную оппозицию.
"Я думаю, сирийская позиция оправданна, но в политике должны быть изменения. В итоге политика - это наука перемен, а не констант. Думаю, сирийцы проанализируют еще раз свои выгоды и пересмотрят свою позицию в отношении участников восстановительного процесса", - считает руководитель исследовательского центра.
Военная операция в Идлибе
Отвечая на вопрос о возможном военном сценарии в Идлибе, Аль-Сабайлех пояснил, что, вероятнее всего, он состоится, но в ограниченном варианте. Военная операция может быть проведена в Идлибе против иностранных наемников и радикальных группировок, выступивших против мирного урегулирования.
Сирийские эксперты и политики в свою очередь регулярно отмечают, что договоренность по Идлибу временна и сирийская армия, сконцентрированная у границ провинции, готова в любой момент начать наступление, если условия договоренностей в Сочи выполняться не будут.
"Многие из тех, кто остался в Идлибе, - граждане стран постсоветского пространства, к примеру, таджики и узбеки, а также чеченцы. Поэтому исключено, чтобы Россия с ними взаимодействовала или позволила им уйти, так как в противном случае эти террористы могут угрожать государственной безопасности России. Поэтому в Идлибе будет ограниченная военная операция против тех, кто остался и убежден, что конфронтация - это единственное решение", - пояснил эксперт.
По словам аналитика, Россия оказала большую услугу Турции, позволив ей на основании сочинского договора вывести из Идлиба боевиков вооруженной оппозиции, имеющих отношение к Анкаре. Таким образом Турция старается выполнять свои обязательства по размежеванию умеренных боевиков от террористов.