ДУШАНБЕ, 14 янв — Sputnik, Тимур Селиванов. Уличные домогательства в Душанбе не только стали открыто обсуждаться в соцсетях, на них также обратили внимание власти столицы Таджикистана.
Мэр города Рустам Эмомали встал на защиту женщин и предпринял ряд мер для "охлаждения пыла" сильной половины населения.
Сейчас за приставания к женщине можно получить штраф, арест или несколько часов исправительных работ.
Осталась ли "мода" на домогательства в прошлом или перекочевала в 2019 год? Об этом корреспонденту Sputnik Таджикистан рассказала глава дискуссионного клуба "Философия и феминизм по-таджикски" Юлия Петрова.
Запрет делает мужчин "озабоченными"
— Уличные домогательства — это сугубо таджикская проблема? Можете ли вы сравнить ситуацию с соседями по СНГ?
— Летом я жила в Бишкеке, где женщины спокойно гуляют по улицам в коротких шортах и платьях. Они тоже жалуются на приставания со стороны прохожих, но у них подобные инциденты случаются куда реже и менее интенсивно, чем у нас. Судя по тому, что я знаю о Ташкенте, там ситуация схожа с бишкекской.
Даже сам Таджикистан в этом смысле неоднороден — на севере страны и в Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), например, к женщинам на улице пристают реже.
Вообще, уличные домогательства есть повсюду — это общечеловеческая проблема, но в Душанбе она достигла просто невероятных масштабов.
— В чем причина данной мужской тактики?
— Душанбинские старожилы рассказывают, что раньше в городе была какая-никакая "столичная" культура: к девушкам на улице приставали редко — разве что приезжие из регионов, но их быстро осаживали местные.
Искренние истории женщин о домогательствах в Душанбе >>
После распада Советского Союза из-за безработицы в Душанбе приехали множество мужчин из малонаселенных городов и сел. Они просто не знают, как вести себя с женщинами на улицах.
Кроме того, на добрачные отношения и секс в таджикском обществе есть табу. Парадоксально, но оно только подстегивает массовую "озабоченность". У многих молодых парней нет никакого опыта общения с женщинами, они искренне верят, что их навязчивость при знакомстве сработает.
— Что вы имеете в виду?
— Сто раз предлагать познакомиться после первого отказа, преследовать незнакомую женщину до ее дома пешком или даже на машине, свистеть, причмокивать и откровенно комментировать красоту ее тела, громко диктовать свой номер телефона, кидаться вслед. Однажды в мою подругу кинули ломом, чтобы она обернулась!
Многие мужчины специально выходят гулять группами и пристают к любой одинокой девушке. Они буквально состязаются друг с другом в том, кто скажет большую пошлость, или берут друг друга "на слабо": слабо ударить ее по попе, схватить за грудь. Они просто бесцельно бродят по городу, морально унижая достоинство женщин ради развлечения.
— Но ведь к женщинам пристают не только молодые парни, но и мужчины в возрасте. Да и сами женщины часто сквозь пальцы смотрят на домогательства и даже защищают мужчин-насильников.
— Наше общество пропитано сексизмом, к женщинам многие относятся только как к объекту удовлетворения мужских желаний, а не как к личности.
С детства девочек учат прятать свое тело, но мальчиков не учат не приставать. Современной восточной модели поведения для знакомств, которой могут следовать и мужчины, и женщины, у нас пока просто нет.
Вместо нее — только устаревшие и вредные представления о том, что женщин надо "добиваться", можно прикасаться к ним без разрешения, а возражений не принимать.
Кстати, об этом. В Таджикистане принято отказываться от щедрых или самоотверженных предложений из приличия. В таких случаях женщины дают понять, всерьез они отказываются или нет — мимикой и тоном голоса.
Отличить однозначное "нет" от таджикского этикета на самом деле довольно легко. Мужчинам нужно уметь распознавать эти сигналы и уважать выбор женщин.
Статистика домогательств в Душанбе
В июле 2018-го мэр Душанбе Рустам Эмомали пообещал, что за поведением столичных мужчин будут следить с помощью камер наблюдения, а за домогательства — штрафовать и даже заключать под стражу. Как считаете, благодаря этому ситуация изменилась к лучшему?
Я рада, что мэрия города обратила внимание на эту проблему. Думаю, принятые меры нужно дополнить специальными уроками или тренингами в университетах и школах.
Молодежь нужно систематически учить уважительному отношению к противоположному полу. Мы можем помочь создать программу для такого обучения.
Нам необходим новый позитивный образ душанбинца, который сам не пристает к девушкам на улицах и не дает этого делать другим. А душанбинкам нужно объяснить, что домогательства не следует терпеть.
Всем жительницам и жителям столицы стоит обсудить, как вести себя при проявлении интереса противоположного пола без ущемления человеческого достоинства.
— Вы поднимали тему уличных домогательств в своей дискуссионной группе?
— Мы обсуждали ее еще с 2016 года в кругу знакомых, за два года до создания группы. Тогда многие друзья-мужчины не верили, что преследованиям подвергаются жительницы Душанбе ежедневно.
Кажется, благодаря статьям и обсуждениям в соцсетях эта проблема стала более очевидной обществу. Правда, некоторые люди все еще считают, что девушки сами провоцируют такое отношение, в частности, своим внешним видом.
В Душанбе задержали домогавшегося женщин таксиста
На самом деле ко мне приставали и в 13 лет, когда я была похожа на мальчишку, и в 17, когда я была вся в прыщах и весила под сто килограмм, и сейчас, в каком бы я ни была виде: с макияжем или без, в платье или в бесформенной одежде.
По сути, все девочки в Душанбе в той или иной степени ежедневно, годами подвергаются психологическому и порой физическому насилию со стороны мужского пола. У всех моих подруг замирает сердце и сжимаются кулаки, когда они видят гуляющую группу парней. Мы уже по привычке боимся и ждем только плохого.
Несправедливо перекладывать на женщин ответственность за недостойные поступки тех, кто ищет любой повод, чтобы пристать, кто просто не уважает женщин. Женщины не могут спровоцировать домогательства. Если некоторые мужчины не берут ответственность за свои действия, то просто обманывают себя.
Перед ними стоит выбор: вести себя, как пещерные люди, или быть благородным в любой ситуации, как это принято в таджикской культуре.
— Изменилась ли ситуация в Душанбе в сравнении с 2016 годом?
— Об этом можно судить, только когда настанет лето, в холодную погоду мужчины пристают реже.
С 2016-го чуть меньше стали приставать в центре Душанбе, но не за его пределами.
"Чуть меньше" здесь — ключевые слова, пристают все также ежедневно, но не по пять раз на день, а, скажем, один-два.
— Как вам удалось убедить знакомых мужчин в реальности самого факта уличных домогательств?
— Дело в том, что женщинам об этом принято молчать среди мужчин. Следовательно, те ничего и не знают. Поэтому мне раз за разом, при каждой встрече, приходилось рассказывать, с чем я столкнулась сама, причем не когда-то давно, а буквально вот только.
С некоторыми я говорила, убеждая примерно так: "Поверь мне, эта проблема есть, я с ней живу много лет, вот как она на меня влияет…" Конечно, с тысячами мужчин по отдельности не пообщаешься, поэтому так важно решить эту проблему при поддержке мэра.