ДУШАНБЕ, 15 янв - Sputnik. Каждый год Таджикистан сталкивается с серьезной проблемой — сходом снежных лавин на горных трассах республики.
За зиму в Таджикистане сходят от 27 лавин и более, унося жизни около десятка человек.
В зимний период 2016/2017 было зафиксировано более 1000 снежных лавин, сошедших на трассы страны.
Пресс-секретарь компании IRS, ответственной за содержание платной автомобильной дороги Душанбе — Чанак, Далер Абдулло (Мерганов) побеседовал на эту тему со Sputnik Таджикистан.
В чем причина схода снежных лавин в Таджикистане
Обычно сходу снежных лавин на дорогу предшествуют обильные осадки в виде дождя или снега. Так, в районе трассы Душанбе — Чанак осадки наблюдались уже с 8 октября 2018. День за днем с приходом зимы они становились все сильнее.
Выпавший снег как правило удерживается на склоне гор за счет силы трения. Сойдет ли он лавиной или нет, зависит от снежной массы, влажности снега и крутизны горного склона. Сход лавины неизбежен, когда сила давления массы снега начинает превышать силу трения.
Ливни и снегопады грозят Таджикистану сходом лавин, синоптики бьют тревогу
Если говорить конкретно о Таджикистане, то трасса Душанбе — Чанак в этом плане "идеальна" для схода лавин.
По словам представителя IRS, местоположение маршрута очень сложное. Поскольку дорога находится на горах, покрытие систематически повреждается после лавин, ливней и камнепадов.
"Сход лавин начался только 11 января. В тот день сотрудники компании устранили последствия схода сразу 11 лавин", - уточнил пресс-секретарь.
По его словам, лавины являются одной из основных проблем данного маршрута, соединяющего центр и север страны.
Какие участки Душанбе — Чанак наиболее лавиноопасные
По данным IRS, больше всего сходов снежных лавин на проезжую часть происходит на участке с 48 по 73 и 152 по 160 километры.
Но по словам пресс-секретаря, самой трудной и опасной частью автодороги являются территории Варзоб до туннеля "Истиклол", расположенного с 48 по 73 км.
"Были такие моменты, когда над устранением последствий стихии одновременно работали больше 40 различных видов техники. К примеру, зимой прошлого года компания ежедневно тратила от 12 до 20 тысяч литров горючего для работы на данном маршруте 40 различных видов машин в три смены", - уточнил Далер Абдулло.
На магистрали Душанбе-Худжанд грузовик сорвался в пропасть
В ситуациях, опасных для жизни, по распоряжению МВД и Министерства транспорта Таджикистана движение на трассе может быть приостановлено от 2 до 4 часов, пока автомагистраль не будет полностью очищена.
При этом представитель компании подчеркнул, что сохранение жизни попавших под лавину людей всегда является приоритетной задачей.
"Несмотря на то что мы стремимся, чтобы движение на этой автодороге не останавливалось, мы не допустим, чтобы люди подвергались опасности в период снежных лавин. Безопасность людей для нас на первом месте", - сказал он.
Можно ли предотвратить сход лавин в Таджикистане
К сожалению, полностью предотвратить сход лавин в Таджикистане невозможно. Однако сократить их количество и минимизировать материальный ущерб можно.
По словам Далера Абдулло, правительство Таджикистана рассматривает проект строительства туннелей и противолавинных галерей на автодороге Душанбе — Чанак.
"Я уверен, что в этой сфере (обеспечение безопасности водителей и пассажиров - ред.) в ближайшем будущем будут приняты необходимые меры", - уточнил он.
На данный момент у IRS в распоряжении находится более 181 единиц дорожной техники. В прошлом году для устранения последствий схода лавин компания закупила новые бульдозеры и специальные трейлеры.
"Несмотря на вызовы природы и периодически возникающие чрезвычайные ситуации, состояние автодороги находится под надежным контролем", - заверил Далер Абдулло.
За 2018-й 70 км дороги были полностью отремонтированы, еще 100 км - частично обновлены.