Наземный путь из Кабула в Душанбе и Ташкент неизменно проходит через суровые Памирские горы, либо сквозь засушливые степи Центральной Азии. На большинстве участков госграницы человек без особого труда преодолеет естественный водный рубеж стремительного и холодного Пянджа, благо ширина его обычно не более нескольких десятков метров.
Но для водителя грузового автомобиля дорога из Афганистана на север сопряжена с огромным риском - это и угроза лавин, и камнепад, и немалый шанс сорваться в пропасть, если шофер не справится с управлением на горном серпантине.
А потому 8 КПП - 7 в Таджикистане и один через железнодорожный мост в Узбекистане - для приграничных сел становятся настоящей "дорогой жизни" и главной торгово-транспортной сетью между тремя странами, обеспечивающими взаиморазвитие их экономик.
Первые охраняемые КПП и устойчивые металлические мосты через Пяндж начали создавать в Таджикистане во время СССР на месте переправ, используемых местными жителями. Сейчас они возводятся на средства Душанбе и Кабула, чаще всего на деньги международных фондов, в частности, Фонда Ага-Хана.
Таджикистан и Афганистан соединит еще один мост
"Мост Дружбы", он же "Хайратон", был построен в 1981 году советскими специалистами и знаменит тем, что именно по нему в 1989 году 30 лет назад выходили из Афганистана советские войска. С самого начала использовавшийся для военных целей, сегодня мост является главной артерией афгано-узбекской торговли.