Российские астрономы нашли ошибку в работе самого точного телескопа мира

© © Фото : ESA–D. Ducros, 2013Европейский космический телескоп Гайя
Европейский космический телескоп Гайя - Sputnik Таджикистан
Ученые выяснили, что большая часть аномалий в координатах телескопа была связана с выбросами черных дыр

ДУШАНБЕ, 21 фев - Sputnik. Ученые из МФТИ, Физического института РАН и НАСА выяснили, что космический телескоп GAIA некорректно определяет координаты ядер далеких галактик, и исправили этот недочет, пишет РИА Новости.

"Мы предположили, что джеты, выбросы черных дыр, могут вносить систематическую ошибку в измерение координат активных ядер галактик у GAIA. Это предположение подтвердилось. Оказалось, для объектов с достаточно длинными джетами наблюдается закономерность: GAIA видит источник гораздо дальше по направлению выброса, чем радиотелескоп", — рассказывает Юрий Ковалев, заведующий лабораториями в МФТИ и ФИАН.

Сверхмассивные черные дыры есть в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной.

Мощные магнитные бури. Архивное фото - Sputnik Таджикистан
Астрономы рассказали, когда магнитная буря накроет Землю

Они периодически поглощают звезды, другие небесные тела и газ и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Если кто-то и знал все о черных дырах, то это был Стивен Хокинг

Пять лет назад был запущен зонд-"звездочет" GAIA, наблюдающий за примерно миллиардом звезд Млечного Пути и сотнями тысяч далеких галактик, в центрах которых обитают активные черные дыры. Наблюдения за ними не были целью этого телескопа, однако они позволили ученым определить их точные координаты.

Эти замеры, как выяснил Ковалев и его коллеги, раскрыли неожиданную вещь. Оказалось, положение сверхмассивных черных дыр, вычисленное при помощи радиотелескопов, порой не совпадало с тем, что "видел" GAIA.

По подсчетам ученых, примерно 6-7% квазаров, за которыми наблюдал европейский зонд, имели такие "невозможные" аномалии. Позже российские ученые и их зарубежные коллеги выяснили, что эти странности были связаны с тем, в какую сторону смотрел и насколько длинным был джет черной дыры.

Вспышка на солнце, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Астрономы зафиксировали самую мощную за 12 лет вспышку на солнце

Как сообщает пресс-служба МФТИ, это открытие заставило астрофизиков задуматься, насколько реальны ошибки, есть ли возможность их исправить и как отличить такой "сдвиг координат" от искажений, которые были внесены погрешностями измерений или другими случайными факторами.

СМИ: российские "Черные дыры" не дали британской подлодке ударить по Сирии

Для этого ученые отобрали около четырех тысяч квазаров из новой версии каталога GAIA и сопоставили снимки, полученные при помощи "разноцветных" фильтров, с данными, которые получали сети радиотелескопов в последние годы.

Так исследователи поняли, насколько сильно положение галактики зависело от свойств джета и других источников света.

Анализ подтвердил, что большая часть аномалий в координатах связана с выбросами черных дыр. Это было особенно характерно для галактик с длинными джетами и небольшим диском аккреции — "бубликом" из материи вокруг черной дыры.

Излучение черной дыры - Sputnik Таджикистан
Астрофизики выяснили, как можно "сбежать" из черной дыры

Все это позволило ученым скорректировать координаты объектов в каталоге GAIA, опираясь на замеры радиотелескопов. Теперь уточненные данные помогут понять, как устроены окрестности черных дыр и что именно управляет формированием джетов.

"Комбинирование результатов оптических и радиоволновых наблюдений поможет в будущем детально восстановить структуру центральной системы диск-джет в квазарах с высочайшей подробностью, до долей парсек. Напрямую оптические телескопы получать такие изображения не могут. А у нас получится!" — заключил научный сотрудник МФТИ и аспирант ФИАН Александр Плавин.