ДУШАНБЕ, 25 фев — Sputnik. В 2012 году на политическом поле Норвегии произошли небывалые изменения – министром культуры была назначена 29-летняя Хадия Тайик, первая мусульманка в составе правительства, да еще и самый молодой министр за всю историю страны.
Ее родители являются выходцами из многочисленной общины этнических таджиков Пакистана. Собственно и фамилия Тайик - это европеизированный вариант от Tadjik (произ. таджик - ред.).
Для выходца из семьи мигрантов в первом поколении, девушка получила блестящее образование - изучала права человека в Кенсингтонском университете в Англии, а затем в 2012 году, незадолго до своего назначения, получила степень магистра права в Университете Осло.
В 2015 году девушка оставив пост министра, и сейчас является зампредседателя Норвежской рабочей партии (НРП), самого крупного политического движения в стране.
Таджичка на страже норвежских ценностей
В своей работе Тайик воплощает скандинавский идеал мультукультурализма – с одной стороны, защищает права меньшинств, с другой – упорно отстаивает светскость государства и неприятие фундаментализма.
Так, в Норвегии существует праворадикальная группа "Солдаты Одина", выступающая с исламофобской и антимигрантской риторикой. В ответ мусульманские решили создать организацию "Солдаты Аллаха", которая возьмет на себя функции дружинников и будет патрулировать улицы. Узнав об этом, Хадия Тайик выступила с резким осуждением обеих группировок, заявив, что "полиция — единственная, кто обладает правом патрулировать улицы и применять силу".
На страже чести: защитят ли дружинники женщин в Душанбе от хулиганов
Похожая ситуация сложилась и с хиджабами. Тайик предложила ввести запрет на ношения мусульманских платков в младших классах. Исламские общины, которые воспринимали отчасти ее как "своего" политика, были ожидаемо возмущены таким заявлением.
В ответ девушка заявила – что хиджаб, это пример ранней "сексуализации", мусульманские женщины носят платок для того, чтобы скрыть свою красоту, а школьницам начальных классов вообще-то рано задумываться об этом. Дескать, мы же не согласимся, чтобы девятилетние девочки стали приходить в школу в мини-юбках и на высоких каблуках. То же самое относится и к хиджабам.
Но политика НРБ, от чего имени говорит Хадия, не нравится как исламским фундаменталистам, так и правым радикалам. Пример "солдат" Аллаха и Одина не единственный: в 2011-м уехала из летнего молодежного лагеря партии буквально за час до того, как ультраправый террорист Андреас Брейвик ворвался туда и убил 67 человек.
Себя Хадия Тайик называет непрактикующей мусульманкой и говорит: "я политик, который рожден мусульманином, но я не мусульманский политик".
Подчеркнутое внимание к вопросам соблюдения (или навязывания) культурно-религиозных традиций у Тайик неспроста – достаточно учесть ее происхождение и вспомнить современную историю таджиков в Пакистане.
Быть пакистанцем, оставшись таджиком
Этнические таджики называют себя сватийцами и проживают либо в к крупных городах - Исламабаде и Лахоре, либо в Пенджабе и Хайбер-Пахтунхвае, провинциях, находящихся всего в нескольких сот километров от границы Республики Таджикистан.
Две страны узкой прослойкой разделяют северные регионы Афганистана, также населенные, в основном, таджиками.
Некоторые исследователи полагают, что поселились они здесь во времена ахеменидской династии, образовав самый дальний рубеж огромной персидской империи. Кто-то говорит, что сватийцы пришли в регион еще до Ахеменидов.
Уклад местных таджиков, равно как и множества других народов, населяющих регион, не сильно менялся на протяжении столетий, до прихода в эти края англичан. Британская администрация, не спрашивая мнения у местных, провела свою Линию Дюранда, обозначив границы Афганистана и Пакистана и разделив единую общность таджиков на два государства.
За коммунизм, республику и нацию: в каких условиях ковалась Таджикская ССР
Они были вынуждены ассимилироваться, растворяясь как народ, среди этнического большинства пуштунов, пенджабцев и синдхов. Но при этом сватийцы, как могут, сохраняют свою таджико-персидскую идентичность.
Они не пропагандируют идеи сепаратизма, считают себе полноправными гражданами государства, демонстрируют удивительный для Пакистана пример религиозной терпимости и просто хотят остаться верными своим традициям, а не быть придатком пуштунской или пенджабской культуры.
Так, доктор Нур Хабиб Свати, один из видных деятелей общины в Хайбер-Пахтунхвае, в 2017 году основал движение "Свати Кавм Танзим" или, как он его называет – служба таджикскому народу Пакистана. Через молодежною организацию "Рустамдар" содействует изучению и распространению родной культуры и языка, который, увы, забывается молодым поколением.
Численность "Свати Кавм Танзим" составляет несколько тысяч человек – не так уж и много, учитывая, что всего в Пакистане проживает порядка 1,3 миллиона этнических таджиков.
И Хадия Тайик - таджичка, пакистанка и гражданка Норвегии одновременно, даже если не придерживается своих исторических корней, отлично знает как непросто бывает сохранить свою культурную идентичность. И именно поэтому столь жестко относится к нетерпящему "инаковости" фундаментализму - будь он этнический и религиозный.