Ученые выяснили, почему волчанка чаще поражает женщин

© Sputnik / Сергей Венявский / Перейти в фотобанкЛаборатория, архивное фото
Лаборатория, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Женщинам в 12 раз чаще ставят диагноз "волчанка", чем мужчинам, заявили ученые из США.

ДУШАНБЕ, 6 апр – Sputnik. Волчанка, предположительно погубившая певицу Юлии Началовой, чаще поражает женщин из-за наличия у них дополнительной Х-хромосомы и неполной блокировки ее работы в иммунных клетках. К такому выводу пришли генетики, опубликовавшие статью в журнале JCI Insight.

"Мне кажется, это очень важное открытие. Если нам удастся заставить РНК, блокирующую чтение "выключенной" Х-хромосомы, работать нормально, то тогда мы сможем подавить те нарушения в работе генов, которые предположительно связаны с развитием волчанки", — заявила Монсеррат Ангуэра (Montserrat Anguera) из университета Пенсильвании в Филадельфии (США).

Человека и многих других живых существ поражает целый ряд тяжелых болезней, причиной развития которых являются не микробы или вирусы, а нарушения в работе иммунной системы, заставляющие ее клетки атаковать здоровые ткани тела. К числу таких болезней относятся рассеянный склероз, волчанка, диабет первого типа и артрит.

То, почему возникают все эти болезни, ученые пока не знают — существуют примерно равные основания полагать, что они могут быть редким последствием обычных инфекций, а также продуктом неких нарушений в работе генов и мутаций в них.

Нога, архивное фото - Sputnik Таджикистан
В шаге от смерти: врачи назвали первые симптомы развития подагры

К примеру, год назад российские биологи предположили, что волчанка и рассеянный склероз могут быть связаны с особыми каталитическими антителами, которые вырабатывают стволовые клетки костного мозга. С другой стороны, их американские коллеги показали, что волчанка может быть продуктом необычных взаимодействий между микрофлорой кишечника и иммунитетом.
Ангуэра и ее коллеги уже несколько лет пытаются понять, почему любимая болезнь доктора Хауса примерно в 12 раз чаще поражает женщин, чем мужчин. Они нашли ответ на этот вопрос, наблюдая за работой иммунитета обычных лабораторных мышей и грызунов, предрасположенных к развитию волчанки и быстрой гибели по тому же сценарию, как и российская певица.
Несколько лет назад, как вспоминает Ангуэра, ее команда заметила, что "лишняя" Х-хромосома в иммунных тельцах мышей вела себя достаточно необычным образом по сравнению с другими клетками их организма.

Как правило, ее вторая копия всегда остается выключенной во всех "взрослых" тканях женского тела для того, чтобы избежать появления избыточного количества различных белков и сигнальных молекул. Ангуэра и ее команда обнаружили, что это не характерно для созревающих T- и B-клеток, играющих роль главных дирижеров и "фабрик антител" иммунной системы.

Когда эти клетки начинают бороться с инфекцией, вторая Х-хромосома полностью отключается, что, как предположили ученые, может не происходить в организме женщин, страдающих от волчанки. Они проверили, так ли это на самом деле, наблюдая за активностью гена Xist в лимфоцитах мышей.

Этот участок ДНК, как объясняют генетики, отвечает за сборку особых молекул РНК, которые прикрепляются к поверхности Х-хромосомы и мешают ферментам считывать ее. Необычно низкая его концентрация или странный характер распределения по клетке говорит о том, что "лишняя" женская хромосома выключена не полностью.

Фрукты, архивное фото - Sputnik Таджикистан
Особо опасны: ученые предупреждают, когда витамины вредят здоровью

Руководствуясь этой идеей, ученые сопоставили распределение молекул Xist-РНК по клеткам мышей из контрольной группы, пока еще здоровых грызунов, предрасположенных к развитию волчанки, и уже больных животных.

Как оказалось, РНК-"броня" хромосомы полностью восстанавливалась у всех здоровых самок, но ее сборка нарушалась в T- и B-клетках мышей, уже страдавших от волчанки. Что интересно, схожие аномалии в работе Xist наблюдались и в иммунных тельцах реальных пациенток.

Что интересно, подобные же нарушения присутствовали в клетках женщин, чью болезнь удалось временно подавить. Почему это так и как эти изменения в "броне" хромосомы влияют на развитие волчанки, ученые пока не знают, но планируют выяснить в ближайшее время.