ДУШАНБЕ, 15 апр — Sputnik, Вадим Попов. В современном мире как никогда востребован труд мигрантов, и рабочие руки Таджикистана - не исключение.
Около миллиона таджиков ежегодно находятся за пределами родины. Однако подобное положение вещей нельзя считать 100% благом для страны.
О том, как экономика, построенная на труде мигрантов, может наносить ущерб как отдающей, так и принимающей стороне, выяснял Sputnik Таджикистан.
О трех моделях международных отношений
По данным Всемирного банка, денежные переводы мигрантов по всему миру достигли рекордной величины - 529 миллиардов долларов. Причины, по которым миллионы людей из разных стран едут на заработки за рубеж, а их там охотно принимают, кроются в самом устройстве мировой экономики.
Уже три века эксперты спорят о том, какой порядок будет лучше способствовать процветанию народов: мир без политических границ со свободным перемещением всех ресурсов, или конкуренция национальных государств, когда каждая страна максимально эффективно использует свои преимущества.
За рынок без границ выступают либералы и сторонники свободной торговли. Утопией называют такой подход защитники экономической самодостаточности, справедливо полагая, что исчезновение государств приведет к увеличению социального неравенства и возникновению тоталитарного управления в масштабах всего мира. Как часто бывает, побеждают в этом споре крайних позиций центристы, выступающие за сохранение границ, но также и за их полупроницаемость для рабочей силы, капиталов и технологий.
В итоге сложился порядок, в котором мозги и рабочие руки покидают свои страны в поисках лучшей доли. Обострилась конкуренция за так называемый человеческий капитал. Но границы открыты не для всех. Рынок диктует свои условия, одни имеют доступ к большим зарплатам, а другие довольствуются малым.
Тем не менее возможность трудовой миграции для стран с низким уровнем доходов является временным спасением. К ним относится и Таджикистан.
Таджикистан на карте трудовых ресурсов планеты
Главным богатством Таджикистана, как и любого другого государства, являются люди. Только благодаря им удается поддерживать независимость и использовать природные ресурсы для развития. Однако сегодня стало проблемой удержать квалифицированную рабочую силу в пределах национальных границ. Чтобы специалисты оставались в стране, для них нужны соответствующие условия труда и достойное вознаграждение.
Муж, отец, мигрант: зависит ли таджикская экономика от семейных традиций
В Таджикистане избыток трудовых ресурсов. Другими словами, наблюдается прирост рабочей силы при достаточно высоком уровне безработицы. Люди едут за границу, чтобы элементарно прокормить свои семьи, и это стало нормой.
Главной проблемой такого положения вещей является специализация населения - трудовая ориентация (привычка).
Уже выросло целое поколение таджиков, для которых отец и старший брат - трудовые мигранты - единственный положительный пример занятости.
В относительно развитых странах граждане теряют интерес к рабочим профессиям, отдавая их на откуп мигрантам. Те в свою очередь осваивают ограниченный набор навыков, создающий повышенную конкуренцию среди них. Так складывается порочный круг.
Двери трудовой миграции открыты не для всех
Граждане Таджикистана, Узбекистана, России и других стран испытывают определенные трудности в том, чтобы найти работу за пределами своих государств. Существуют различные барьеры в виде незнания языка, размеров квот на иностранных работников, жесткости миграционного законодательства и тому подобных ограничений. Тем не менее экономика принимающей стороны нуждается в притоке рабочей силы, а неравенство в доходах наряду с безработицей остаются главными причинами трудовой миграции.
Однако в развитых странах высок спрос на квалифицированных работников, особенно в сферах высоких технологий. Такие кадры всегда редки. Но с наиболее распространенными профессиями дело обстоит иначе.
Например, работа водителя общественного транспорта, требующая схожих навыков везде, оплачивается не одинаково. В Европе водители получают намного больше, чем их коллеги в других странах. В Люксембурге - более 8,2 тысячи долларов в месяц, Швейцарии - около 7,1 тысячи долларов, Норвегии - свыше 4,1 тысячи долларов.
В США и Канаде от 2,5 до 4 тысяч долларов в зависимости от города. В России (Москве) - 1050 долларов, приблизительно столько же получают водители в крупных городах Китая - порядка 1000 долларов в месяц.
Для сравнения, в Таджикистане водитель автобуса может претендовать на сумму не более 200 долларов за месяц. Естественно, что при такой разнице любой шофер из Таджикистана посчитает за благо найти работу хотя бы в Москве. Но получить ее очень сложно, во многих сферах рынок труда хорошо защищен от иностранной конкуренции.
В итоге мигранты могут рассчитывать на низкооплачиваемую и тяжелую работу, которой не хочет заниматься население принимающих стран. Получается, барьеры, существующие в виде политических границ, фиксируют разницу в уровне жизни и оплате труда. Это положение вещей наглядно иллюстрирует пример с тарелкой супа.
Специалисты Всемирной продовольственной программы (WFP) выяснили, сколько стоит тарелка супа в разных странах и какой процент своего ежедневного дохода люди тратят на то, чтобы ее приготовить.
В штате Нью-Йорк тарелка супа из риса, воды, бобов и масла обходится местному жителю в 0,5% его среднего дневного дохода. Для сравнения, в Таджикистане та же тарелка супа обойдется в 10,4% от дохода. А житель Южного Судана должен работать два дня, чтобы купить продукты и приготовить точно такой же обед.
За этими данными кроется отношение к человеческой жизни, которое все еще зависит от места проживания в мире и принадлежности к социальному слою.
Миграция из Таджикистана в цифрах
В рамках 30-й сессии Комитета по трудящимся-мигрантам ООН, которая прошла 4 апреля текущего года, обсудили вопрос по Таджикистану.
Глава Агентства по статистике при президенте РТ Гулнора Хасанзода озвучила на сессии, сколько граждан Таджикистана и с какой целью побывали в России.
"На территорию Российской Федерации из Таджикистана с 2010 по 2018 годы прибыли всего 2 миллиона 330 тысяч 448 человек. Из них на постоянное место жительство - 86 891 человек. Поставлено на учет впервые - 1 миллион 328 человек, туризм 3 198, учеба - 34 763, работа - 1 миллион 18 человек, оформлены патенты - 471 401", - сказала Хасанзода.
По данным Агентства по статистике Таджикистана, из 9,1 миллиона граждан республики 49,3% - женщины, 40% - дети. От общей численности мигрантов женщин не более 5%.
"В России 246 800 мигрантов из Таджикистана находятся более одного года. В настоящий момент около 700 тысяч граждан республики прибыли в Россию с целью трудовой деятельности", - пояснила Хасанзода.
При этом только 6,5% работников из Таджикистана имеют высшее, 84,5% - школьное образование. Их навыки пригодны в основном для обслуживающего персонала, отметила глава агентства. Она добавила, что мигранты отсылают денежными переводами в Таджикистан порядка 278 долларов в месяц.
Эта сумма косвенно указывает на то, ради какого объема денежных средств граждане РТ готовы покинуть родину и работать за границей.
Однако в 2018 году наблюдался отток трудовых мигрантов из России обратно в Таджикистан. К основным причинам Хасанзода отнесла курс российского рубля и его колебания, нововведения в миграционное законодательство, повышение затрат для легализации трудовой деятельности. Кроме того, в Таджикистане растет число рабочих мест, людям есть куда возвращаться.
Около 36% мигрантов вернулись в Таджикистан по собственному желанию, 18% - по семейным обстоятельствам, 8% - по состоянию здоровья, у 5,7% - закончился срок, и его не захотели продлевать, 6,2% не нашли работу, 0,3% - не получали зарплату, 4,9% - выдворили на три года, 10% - депортировали на 5 лет.
Интерес представляют данные о том, сколько трудовых мигрантов Таджикистана имели представление о своих правах. Опрос показал, что 40% не знали о них, у 28% было медицинское страхование, 21,4% имели право на выходные дни, 4,4% - на отпуск по болезни, 1,2% - компенсацию при получении травмы. Кроме того, 29% получали зарплату ниже, чем граждане России на аналогичных должностях, у 25% - были задержки по зарплате, 8% - работали сверхурочно.