ДУШАНБЕ, 27 мая — Sputnik. Год 1919 был очень богат на события и для России и для Афганистана. Про Россию и говорить не приходится – в самом разгаре гражданская война, и кто в ней победит – белые или красные, - вопрос открытый. Тем более что обе стороны громко заявляли о свой неминуемой победе не сегодня, так завтра.
События в Афганистане по масштабу боевых действий, количеству погибших и важности их в глазах мировой общественности несколько меркли по сравнению с российским братоубийственным кровопролитием, но для самих афганцев были, пожалуй, ничуть не менее значимы.
Как-никак именно в этот год Афганистан стал суверенной независимой страной. И первым, кто это признал и поддержал молодое государство - был именно СССР.
Прочь, англичане
Вероятно, скептики, в основном из числа британцев, обсуждая в 1919 году перспективу дружественных афгано-советских отношений, говорили: "Да не может такого случиться". Но на самом деле ситуация сложилась прямо противоположная: их не могло не случиться. Виноваты в этом были сами британцы.
28 февраля 1919 года афганский трон вместо эмира Хабибуллы-хана занял его сын Аманулла. К слову, именно Амануллу подозревают в организации убийства своего царственного родителя, но явных доказательств этому нет до сих пор.
Не в пример отцу-консерватору, заложнику интересов британской короны и местных феодалов, молодой эмир был патриотом-младоафганцем. На практике это означало курс на обретение полной независимости, широкие новаторские реформы и ограничение прав феодалов-землевладельцев.
Начал он именно с независимости. В первый день своего правления Аманулла при поддержке однопартийцев и офицеров армии объявил о полном суверенитете Афганистана и ликвидации прежней зависимости государства от политики Великобритании. В необходимости избавиться от иноземного ига эмира активно убеждали и главные враги англичан в Первой мировой войне – Турция и Германия.
Британской короне такое заявление, ясное дело, пришлось не по сердцу. До этого Афганистан и Великобритания воевали дважды, и вторая англо-афганская война закончилась подписанием унизительного Гандамакского договора, по которому Афганистан становился зависимым от решений англо-индийской администрации, а торговая и внешняя политика страны находилась в ведении Лондона.
Великобритания считает Таджикистан опасным для туристов
Разумеется, британцы настаивали, что Аманулла-хан обязан соблюдать эти условия, а вся афганская независимость – чистой воды фикция. Эмир, в свою очередь, заявил, что англичане ему не господа и никакими договорами он не связан. Повод для третьей англо-афганской войны был найден.
Афганистан ищет друзей в СССР
Если взглянуть на карту, легко понять что Афганистан на момент начала войны в мае 1919-го был окружен владениями Британии, за исключением территорий, в свое время считавшихся владениями рухнувшей в 1917-м Российской империи.
В этих условиях готовившийся к войне Аманулла-хан отчаянно искал дипломатической поддержки, чтобы как-то узаконить свои требования о независимости в глазах международной общественности. Германия и Турция, толкавшие Амануллу к этому шагу, были проигравшей стороной в Первой мировой, и с их мнением не больно-то считались, особенно Британия - страна-победительница.
А вот в России, победитель в борьбе за власть еще не был определен. Соответственно, было неясно, кто вскоре будет говорить от имени молодого многомиллионного государства – большевики или их противники?
Но афганский монарх оказался расчетлив и дальновиден и, вероятно, понимал, за кем будет победа в гражданской войне, а потому 7 апреля направляет главе советского правительства Владимиру Ленину письмо, где сообщил о своем вступлении на престол и о провозглашении независимости Афганистана, предложив Ильичу установить дипломатические отношения между СССР и Афганистаном.
Sputnik Таджикистан приводит отрывок этого документа, уникального по своей стилистике и обстоятельствам появления.
"Так как вы с другими своими товарищами, друзьями человечества, заботясь о всемирном мире и благоденствии, провозглашали принцип свободы и равноправия народов всего мира, посему ныне, впервые, во имя жаждущего прогресса афганского народа я счастлив, что шлю вам это дружеское послание Независимого Свободного Афганистана", - пишет Аманулла.
В этом документе современникам могут показаться забавными два обстоятельства. Во-первых, наследственный монарх шлет свое "совершенное почтение" вождю тех, кто расстрелял собственного царя и собирается разрушить самодержавие как таковое. Во-вторых, Аманулла-хан в обращении к Ленину называет его почему-то президентом, хотя среди многочисленных титулов, профессий и чинов вождя революции, президентской должности никогда не было.
Кроме того, эмир начал письмо "с трагической вести об убиении отца от руки неизвестного злодея", чтобы Ленин знал именно его, эмирскую версию, смерти прежнего властителя в качестве основной.
Легенда о добром таджикском царе: незавершенная история Исмаила Самани
Но сам Ленин был в равной степени фанатичным идеалистом и расчетливым прагматиком, а потому считал, что ради победы социализма в России не стоит размениваться на мелочи.
Расчет Амануллы был прост: большевики находятся в дипломатической изоляции со стороны ведущих держав и нуждаются в признании на международной арене не меньше независимого Афганистана. А потому наверняка с охотой признают требования Амануллы.
Более того, Ленин заявляет о необходимости борьбы с империализмом, в том числе – британским, а сами англичане начали военную интервенцию в Россию, чтобы поддержать белое движение. Так что на международном фронте у сторонников Ленина и Аманнуллы-хана обнаружился общий враг.
Вероятно, большевики пришли к тому же выводу, и 27 апреля 1919 года в Кабул пришло письмо от вождя мирового пролетариата с безоговорочным признанием суверенных прав Афганистана и согласие установить с ним отношения. С этого момента и начинается современная история российско-афганской дипломатии.
За что Афганистан благодарен СССР: советское наследие в виде мостов и заводов
Осторожная дружба
Нарком иностранных дел, дипломат СССР №1 Георгий Чичерин писал тогда: широкие массы Афганистана относятся к нам, к Советской России, с такой симпатией, усматривая в нас главных защитников сохранения их независимости. И в то же время влиятельные горные племена, оказывающие сильное давление на политику афганского правительства, столь решительно стоят за тесный союз с нами, и сам эмир так ясно осознает английскую опасность, что в общем наши дружественные отношения с Афганистаном все более упрочиваются.
Но справедливости ради надо сказать, что, несмотря на пламенные заверения в дружбе, афганский монарх и российский сокрушитель царских тронов не бросились друг другу в дипломатические объятия, подобно давно разлученным братьям.
Аманулла-хан отлично понимал - борьба за установление советской власти в Центральной Азии - это вопрос времени, и большевики начнут воевать с дружественным афганцам Бухарским эмиратом, как только наберет достаточно сил. Что и произошло в 1920 году. Да и в Кремле знали, кто тайно поддерживает бухарского эмира и дает убежище отрядам басмачей.
Но, несмотря на взаимные претензии, стороны в 1921 году подписали Договор о дружбе, предусматривавший право афганского транзита через СССР. А Советский Союз, несмотря на тяжелые воспоминания об Афганской войне, все-таки остался в памяти населения первым государством, признавшим независимость Афганистана.