ДУШАНБЕ, 18 дек — Sputnik. Миграция в наше время является катализатором глобальной политики. Что это - политическая проблема, утечка самых перспективных специалистов, "мозгов" и "мускулов" страны, или же напротив - главный двигатель экономики? На этот вопрос каждое государство отвечает по-своему.
При этом мнения самих мигрантов спрашивают редко. Хотя если бы всех, кто уехал из дома в поисках работы или лучшей жизни поселить в одной стране, то по численности населения это станет одним из крупнейших государств Земли, считает профессор Российско–таджикского (славянского) университета, доктор экономических наук Рахмон Ульмасов.
По случаю Международного дня миграции, Sputnik пообщался с профессором РТСУ и узнал, как влияют такие процессы исхода на Таджикистан и Россию и как странам не проиграть гонку за трудовые ресурсы.
Парадокс по-европейски
"Весь мир в движении. И миграция здесь - как медаль. Одна сторона публична. Все ее видят, советуют, критикуют, некоторые даже ненавидят. А вторую - чувствуют и знают только те, кто в силу разных обстоятельств сам стал мигрантом", - отмечает Ульмасов.
По его словам, для многих государств этот вопрос стал настоящим стресс-тестом, что очень хорошо заметно на примере Европы. После начала войны в Ливии и наступления армий ИГИЛ в Сирии вопрос с беженцами стал самым острым и спорным в Евросоюзе, что вполне отразили СМИ.
Газеты выходили с заголовками "Тупик глобализации", "Консервативная революция", "Как быть" и "Что делать". Тема мигрантов быстро стала инструментом манипуляций на международной арене. Причем реальных проблем иностранцев заявления с высоких трибун, казалось, не отражали.
Таджикистан в Евразийском альянсе омбудсменов: какая польза мигрантам
Да, в декабре 2018 года в Марракеше приняли Глобальный договор по миграции, который поддержали более 160 государств, - это яркий пример успешного международного сотрудничества. Да, у многих государств, в частности у России, есть четко прописанная концепция политики в этой сфере. Но ни одна из них не объясняет наверняка, есть ли причины, кроме экономических, почему миллионы людей стремятся уехать за рубеж.
"Миграцию невозможно остановить, искусственно снизить или наоборот. Есть точка зрения о том, что, если экономика заработает, будет хорошая зарплата, будут решены социальные проблемы, миграция исчезает. Давайте обратимся к фактам. За последнее десятилетие из Германии для проживания в другой стране выезжали в среднем 180 тысяч человек в год, возвращались - 129 тысяч. Три четверти из них - высококвалифицированные специалисты", - подчеркивает Рахмон Ульмасов.
В соседней Франции примерно то же: за последние 10 лет число французов, уезжающих работать и жить в другие страны, возросло на 40%. В целом за рубежом сейчас проживают более двух миллионов французов.
Мигрант молодеет
А что же в странах Центральной Азии? За последние 7 лет из Казахстана (страны по ВВП обогнавшей даже Россию, не говоря о государствах региона) уехали около 300 тысяч человек. И хотя, учитывая годовой прирост населения в 250 тысяч человек, по количеству это не так много, по качеству — это сплошь образованная и квалифицированная часть казахского общества.
И если продолжать на примере Казахстана, то здесь обнаруживается весьма тревожная тенденция: уезжающие с родины люди становятся все моложе и моложе. Более 25% выезжающих — в возрасте от 15 до 25 лет.
Госдума поддержала проект о трудоустройстве иностранных студентов в РФ
"Нужно еще помнить, что официальная статистика учитывает только тех, кто сменил гражданство. А тех, кто учится или работает за границей, сохраняя свой паспорт, часто не считают, – уточняет профессор РТСУ. — Например, согласно данным казахских экспертов, мигрантов-студентов в 2017-м официально всего 76, тогда как, по российским данным, в 2016-2017 учебном году в соседней стране учились 64 тысячи человек — в 842 раза больше".
По его словам, численность граждан Таджикистана, ежегодно выезжающих на работу в другие страны, в основном в Россию, начиная с 2011 по настоящее время, — колеблется от 480 тысяч до 750 тысяч человек. Хотя в последние годы жители республики, если верить статистике, все меньше стремятся в Россию. В 2019 году выехали в РФ где-то полмиллиона человек.
В экспертном сообществе признают: речь прежде всего об утечке "мозгов," а не "мускулов".
Причем процесс остро касается и самой России. Если количество мигрирующих между РФ и странами СНГ на протяжении последних лет выдерживается в относительно ровном процентном коридоре, то доля "утекающих" из России в дальнюю заграницу растет с геометрической прогрессией. Если в 2009 году из России в дальнее зарубежье уехали всего 12 тысяч человек, то в 2017-м Росстат отчитался о 377 тысячах. Заполняют этот пробел как раз мигранты.
Сомнения и тревоги
По мнению Ульмасова, демографический спад плюс отток молодежи могут иметь крайне скверные последствия.
"Старение давит на экономику, молодежь покидает страну. А это - "экономическая гипертония", что со временем может привести к "инфаркту" или "инсульту" экономики", - считает ученый.
И как бы цинично ни звучало, иностранный рабочий в современном мире — хороший товар. Международные мигранты составляют всего 3,4% населения, но их вклад в глобальный ВВП — 10%. Доля таджикских мигрантов в ВВП России составляет примерно 1,2%. Вклад иностранцев в экономику США в 2015-м составил 2 триллиона долларов, в Германии — более полмиллиарда, Австралии — 330 миллиардов.
В Подмосковье подорожали патенты для иностранцев
И тут Россия, куда на заработки едут миллионы человек, оказывается в двойственном положении. С одной стороны, это государство, притягивающее мигрантов со всего региона Центральной Азии. В то же время уязвимое положение перед системой, постоянные изменения в законах, увеличение суммы патентов стали факторами отталкивающими.
Например, доход от продажи патентов в одной только Москве 16 миллиардов рублей, стоимость оформления которых с 1 января 2019-го увеличилась с 4,5 тысячи до 5 тысяч рублей. Для чиновника 500 рублей – это цена пары чашек кофе, а для мигранта это 10 часов изнурительной работы.
Отношение многих госслужащих к иностранцам — как к бесправным людям, унизительно называемым гастарбайтерами, — тоже не добавляет любви к принимающей стороне.
"Вот профессор, который поехал на заработки, кто он? – мигрант. А футболисты, допустим, Месси или Роналдо, которые получают огромные деньги, программисты, инженеры, врачи, или учителя русского, приехавшие к нам в Таджикистан? То есть мы должны менять свой взгляд на вещи. Почему в одних странах приезжих называют специалистами, а в других – гастарбайтерами", - недоумевает Ульмасов.
Охота за ресурсами
По словам профессора, миграционная политика большинства стран СНГ похожа на усложненную конструкцию с тысячью деталями, собирать которые нужно с усердием и осторожностью.
Существует огромные забюрократизированные структуры вроде Международной организации миграции, которые далеки от реальных проблем людей, уезжающих за рубеж. И тут заботу о собственных гражданах должна взять на себя страна-донор рабочей силы.
Рахмон раскритиковал систему подготовки специалистов
Если брать Таджикистан, нужно уделить внимание тому, насколько люди хорошо знают русский язык, без которого занять хорошее место будет трудно, каким бы опытным специалистом он ни был.
Кроме этого, ответственным лицам стоит усерднее отстаивать интересы своих соотечественников за рубежом.
"Причины следует искать в неэффективности собственной работы, а не во внешних факторах. К примеру, у нас нет эффективных информационных каналов, вообще никакой мягкой силы, способной формировать общественное мнение, – полагает профессор. - Необходимо также осуществлять мониторинг публичной пропаганды ненависти к мигрантам и считать преступлением публичное подстрекательство, если оно могло создать – пусть потенциально – реальную угрозу жизни человека".
Что касается принимающей стороны, то российским чиновникам, по мнению Ульмасова, все-таки стоит быть более прагматичными и дальновидными в данном вопросе и не мерить свое отношение к иностранцам исключительно размером налоговых сборов.
Правозащитники предложили изменить правила регистрации в России
В конце концов именно от отношения к иностранцам, желающим получить российский паспорт, во многом зависит, выберется ли страна из демографической ямы. Да и количество людей, стремящихся на заработки в Россию, не всегда будет одинаково велико. Хорошо бы не спугнуть самые перспективные кадры.
"Как сказал саудовский экс-министр нефти: каменный век закончился вовсе не потому, что стало не хватать камней. Рано или поздно нефтяной век закончится – и вовсе не из-за нехватки нефти. И сейчас в мире остается два приоритета - освоение космоса и трудовые ресурсы. Именно так, не мигранты, а трудовые ресурсы! Не далек тот день, когда за нами начнется глобальная охота – и тут важно успеть первыми".