Директор общественного фонда Snow Leopard Foundation in the Kyrgyz Republic Кубанычбек Жумабай уулу уже много лет изучает барсов. Он рассказал Sputnik Кыргызстан, стоит ли обычному туристу опасаться нападения хищника, и раскрыл секрет, как отыскать его в горах.
— Великий путешественник Николай Пржевальский поначалу боялся барса больше, чем тигра. Он полагал, что от тигра можно хоты бы спастись на дереве, а от барса — нет. Вы часто ходите по дорожкам барсов, вам не страшно?
— Нет, для человека барс не опасен. За последние 40 лет было только два случая, когда он напал на человека. В первом охотник загнал его в тупик, и барс просто прыгнул в его сторону. Человек не пострадал. Во втором случае хищник спустился к кошаре со скотом, и женщина, проходившая мимо, сказала, что он якобы пытался на нее напасть.
— Но почему они нас не едят, ведь для барса человек то же самое мясо?
— Видимо, дело в том, что люди не входят в его привычный рацион. Хотя, если бы барс захотел, он бы запросто убил человека. Эти животные спокойно заваливают взрослых яков, которые весят под 150 килограммов.
— А на домашний скот барс часто нападает?
— Бывает. Нужно, чтобы каждый чабан знал, что следует делать в таких случаях. Ни в коем разе нельзя стрелять по барсу! За убийство животного грозит большой штраф в полтора миллиона сомов.
Если барс еще в кошаре, надо открыть нараспашку двери и стучать по стенам. Он должен испугаться и убежать.
Многие чабаны, увидев, что барс задрал барашка, забирают мясо себе. Этого ни в коем случае не надо делать! Дело в том, что барс никогда не съедает свою жертву в один присест — он поедает ее в течение недели.
Если барс убил овцу, он вернется через несколько дней в кошару, чтобы доесть тушу. Если ее не будет, он съест другого барашка. Овцы — гораздо более легкая жертва, чем привычные ему козероги или архары, так что хищникам очень нравится охотиться в кошаре.
Чтобы этого не случилось, нужно тушку барана отнести на пару километров в горы, куда барс убежал. Он найдет свое мясо и забудет про кошару.
Самку снежного барса спасли на Памире
Представим другую ситуацию: барс ранен, и нужно его спасти. Если каждый житель села будет подходить к клетке и снимать животное на телефон со вспышкой, у барса случится стресс. От него животное может умереть! В таких случаях надо накрыть клетку брезентом и поставить ее в тихое место.
— Легко ли простые туристы могут увидеть барса?
— В принципе, это возможно. Есть простой секрет: легче всего найти барса по птичьему крику: так они предупреждают друг друга, что поблизости хищник. Я и сам так первый раз нашел ирбиса.
Вопреки распространенному мнению, они обитают не только на высокогорье.
Когда мы устанавливали в горах фотоловушки, первое время поднимались на самую вершину, чтобы разместить их. Как-то к нам приехали эксперты и научили находить их метки: барсы метят территорию так же, как домашние коты.
Изучив эти метки, мы выяснили, что барсы нередко гуляют по равнине. Егери еще с нами спорили, мол, они сюда не спускаются вообще! Я тогда сказал: "Давайте установим фотоловушки и потом посмотрим!". И что вы думаете? В первую же ночь мы сняли барса!
Другой вопрос, что при виде человека барс старается застыть в одной позе, надеясь на свой природный камуфляж. В такие моменты он становится невидимым.
Пушистый разбойник: в ГБАО снежный барс попался на краже овец - видео
Бывали случаи, когда мы искали барса со спутниковым ошейником. Представляете, 15 человек с биноклями не могут найти животное, хотя точно знали, где он! Мы обнаружили его, только когда хищник начал двигаться.
— Сейчас барсы все чаще спускаются к людям. Это происходит потому, что охотники уничтожили его еду — архаров и козерогов?
— Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Кто-то действительно считает, что у барсов еды стало мало, поэтому они вторгаются в кошары. Есть и те, кто полагает, что животных стало слишком много и потому они спускаются к людям.
Почему на самом деле это происходит, мы не знаем. Просто не можем подсчитать численность барсов. Конечно, есть данные из некоторых районов, но далеко не из всех.
Например, в Сарычат-Эрташском заповеднике сейчас обитает максимально возможное количество этих животных. Больше их уже не будет, ведь нужно определенное количество кормовой базы и территории.
Был случай, когда барс со спутниковым ошейником прошел по монгольской пустыне более 40 километров.
Дело в том, что эти хищники не могут жить только на одном горном хребте: в этом случае самцы будут создавать пары только с единокровницами, что приведет к слабому потомству.
— Почему к барсу в Кыргызстане приковано столько внимания?
— Барс — редкое животное, а Кыргызстан является связующим звеном между двумя большими ареалами. Если тут этот хищник исчезнет, то глобальный ареал разделится на два участка, а это шаг к вымиранию вида.
— В интернете есть объявления от тех, кто желает заполучить шкуру барса. За нее предлагают 7-10 тысяч долларов. Вы слышали, чтобы кто-то убивал животных ради шкур?
— Раньше было, но сейчас такого уже нет. Думаю, люди боятся штрафа в полтора миллиона сомов.
— Давайте поговорим про охоту. Некоторые считают, что в Кыргызстане ее надо запретить, чтобы сохранить животных. Другие полагают, что тогда эта сфера будет недополучать денег, что скажется на природоохранных работах. Вы какого мнения придерживаетесь?
— Если бы все было по закону, проблем не было бы. В той же Норвегии разрешена охота на лосей, тем не менее там их популяция растет год от года.
У нас же проблема в том, что не все прозрачно. Даже сами охотники говорят, что раньше трофейные рога барана Марко Поло достигали 130-140 сантиметров в длину, а сейчас и 110 сантиметров — редкость. Это говорит о том, что животные просто не успевают вырастать, то есть охота ведется неправильно. Если бы она не наносила ущерб популяции, то размеры трофеев не изменились бы.
Проблема в том, что учет животных ведется самими же охотпользователями. В их интересах завышать численность животных, чтобы получить больше лицензий.
Забавная реакция снежного барса на камеру в вольере развеселила Сеть - видео
При этом власти открыто призывают экспертов участвовать в учетных работах, приводить свои цифры, но все это проходит в труднодоступных местах. Мало кто захочет зимой в минус 40 поехать туда.
— А это действительно очень доходный бизнес?
— Смотрите сами: лицензия на отстрел архара стоит 10 тысяч долларов. Владелец охотничьих угодий покупает ее по этой цене у государства, а потом перепродает за 20-25 тысяч долларов иностранцам.
Конечно, сюда входят перелеты, проживание и прочие расходы, но бизнес все равно получается выгодным.
Проблема в том, что зачастую владельцы охотничьих угодий не местные, а значит, у тех, кто проживает поблизости, нет причин как-то серьезно заботиться о сохранении популяции, они с этого не имеют денег.
Есть другие подходы — тот же экотуризм. Например, в Индии есть национальный парк, куда приезжают иностранцы со всего мира. Им гарантируют, что во время поездки они обязательно увидят барса. В прошлом году там было 352 туриста, которые оставили около миллиона долларов.
А ты найдешь снежного барса? Пользователи Сети ломают голову над фото
Местное население очень заинтересовано в том, чтобы там обитало больше копытных. Будут копытные — будут и барсы, куда они денутся! А местные заработают на кафе, гостевых домах и такси. Если сделать такое в Кыргызстане, то нам и охота не нужна будет: экотуризм приносит несравнимо больше.