ДУШАНБЕ, 16 июн — Sputnik, Мунавар Мамадназаров. Великий шелковый путь - эти слова ассоциируются с караванами, везущими экзотические товары по долгому и опасному маршруту через знойные пустыни и горные кручи, от цветущих городов Средиземноморья через Центральную Азию к загадочным "людям шелка", как в античности называли китайцев.
За купцами следовали религиозные проповедники, ученые, художники, поэты, неся за собой новое слово в культуре, искусстве и архитектуре.
Но нередко мерное звучание колокольчика на шее верблюда сменял лязг оружия и шум боевых колесниц - тогда целые народы покидали обжитые места, становились беженцами и поглощались разными сообществами, обитавшими вдоль Шелкового пути.
Великие переселения изменили восприятие друг друга народами Востока и Запада, а торговля и обмен технологиями стали настоящим мостом между двумя цивилизациями, вобравшим в себя все самое значимое с обеих концов гигантского евразийского континента.
От ариев - к Китаю и Риму
Великие маршруты Евразии фактически были проложены еще древними индоиранцами, прародителями множества народов, расселившихся сегодня от Каспия до побережья Индийского океана.
Во II тысячелетии до н. э. индоиранцы, заселявшие земли Южного Урала, Поволжья Северного Казахстана, стали продвигаться в Центральную Азию, Индию и Иран. Другой индоевропейский народ, именуемый тохарами, через север Евразии переместился на юг Сибири и запад Китая. Позже с этой территории их ираноязычные потомки Большие юеджи захватили Бактрию, создали могущественную Кушанскую империю и дали название южным районам Таджикистана - Тохаристан.
В Таджикистане археологи нашли кушанскую гробницу с золотым кентавром
Во времена античности, в VI-IV веках до н. э. практически над всей Центральной Азией и Ближним Востоком простирается власть могучей Ахеменидской империи. Сильной державе нужна развитая логистика, и персы прокладывают сквозь пустыни и степи прямо в горы Азии устойчивые маршруты, официально упомянутые в документах царского двора.
В древнем Иране впервые был создана государственная "царская дорога", протяженностью более 2400 км с дорожными станциями через каждые 30 км. "Отец истории" Геродот так писал о логистических достижениях Ахеменидов: "нет на свете ничего быстрее этих гонцов, так умно устроена у персов почтовая служба".
На рельефе в ахеменидском дворце Персеполиса спустя тысячи лет отчетливо видны высеченные профили "делегаций", несущих дары. Вот бактрийцы с кубками в руках ведут под узды верблюда, на другом - саки в остроконечных шапках преподносят коня, держа золотые браслеты в скифском "зверином стиле".
После завоеваний Александра Македонского торговые пути, проложенные Ахеменидами, продолжали развиваться, и к началу II века гигантский трансконтинентальный маршрут длиною почти в 10 тысяч километров соединял самые дальние окраины Евразийского материка, контролировавшегося двумя античными сверхдержавами - Римской империей и царством Хань.
Нашатырь на продажу
Купцы из Рима охотно покупали в Бактрии индийские специи и изящные украшения, а в Китае чай, фарфор и, конечно, главный экспортный товар Поднебесной - шелк. Так формировался Великий шелковый путь.
Торговые пути античности средневековья именовались по наиболее ценному и востребованному товару и могли быть не только шелковыми, но и нефритовыми, бумажными, пушными и лазуритовыми. К примеру, последний был связан с добычей лазурита в горах Бадахшана и доставкой его к царским дворам древней Ассирии, Египта и Индии.
Минерал был настолько ценен, что в древности для разработки и транспортировки бадахшанского лазурита в северном Афганистане носители хараппской (древнеиндийской) культуры создали шесть отдельных колоний-поселений.
По трассам передавались не просто товары на продажу, а технологии, ремесла и ценные химические препараты.
Так, в ряде дошедших до наших времен средневековых грузовых накладных в качестве товара числился нашатырь, применявшийся в качестве присадки к металлам и также для обработки шкур.
Что скрывает тысячелетний Саразм: жизнь и тайны древнего города
Но дороги между городами служили не только купцам и ремесленникам. Маршрут между Западом и Востоком стал дорогой, по которой проходило слияние греческих и местных восточноиранских традиций. Иллюстрацией искусства этой эпохи служит храм огня Тахти Сангин, раскопанный на юге Таджикистана; клад Окса, украшающий ныне коллекцию Британского музея; а также город Айханум на севере Афганистана.
Позднее, в эпоху Кушанского царства, в этот сплав органично вплелись индо-буддийские элементы. Буддизм при посредничестве восточных иранцев из Центральной Азии стал проникать в западные районы Китая. Выходец из Парфии, ученый Ань-Ши-Тао перевел на китайский язык буддийские сочинения.
Таджики следят за торговлей
Наивысшего расцвета Великий шелковый путь достигает в раннем Средневековье (V-VIII века) благодаря экономической и культурной роли предков таджиков - согдийцев, бактрийцев-тохаристанцев и саков.
Особую роль играли предприимчивые согдийцы, которые создавали торговые колонии от города Судака (Сугдак - Согдийский) в Крыму до Китая и Индии. За тысячи километров от своей родины они возводили города, дворцы, храмы, привносили в этот многообразный мир новые религиозные воззрения - зороастризм, буддизм, манихейство и несторианское христианство.
Благодаря обширным торговым связям согдийцы стали самой влиятельной иностранной общиной в Китае. Главным торговым партнером Китая в V-VIII веках считался не Константинополь и не Багдад, а Самарканд. Согдийский же язык стал средством межнационального общения и письменности. В VI веке он стал государственным письменным языком Первого Тюркского каганата.
В 568 г. согдиец Маниах во главе посольства западнотюркского кагана прошел по северному пути через Каспий, Кавказ в Византию. Также известна история согдийца из Бухары Ань Лушаня (VIII в.), иранское имя которого Равшан или Рушан, ставшего самым влиятельным военачальником Китая, удостоившимся чести быть изображенным на монетах специального чекана. В 718 г. согдийцы послали в Китай в качестве подарка свою кольчугу, которая была принята образцом для китайской армии.
Битва при Нехванде: как арабы на острие мечей принесли ислам в Персию
После образования в IX веке централизованного таджикского государства Саманидов, Центрально-Азиатский регион стал играть ключевую роль на Великом Шелковом пути. Саманиды - преемники согдийцев и бактрийцев стали "ретрансляторами" ислама на север и северо-восток в кочевую тюркскую среду. Они способствовали строительству монументальных караван-сараев, а их, по свидетельству арабского географа Истахри, в X веке было более 10 тысяч, и располагались они друг от друга на расстоянии однодневного перехода.
Великолепным образцом монументального караван-сарая может служить Рабати-Малик (X–XI в.в.), расположенный на Царском пути между Самаркандом и Бухарой. Даже в заоблачных долинах Памира, в Базардаре на высоте 4000 м над уровнем моря построен караван-сарай. Из этого города в XI веке в Центральную Азию поставлялось серебро. С XI века тюркские правители Центральной Азии сменяли друг друга, но неизменной сохранялась торговля между Малой Азией, Ближним и Дальним Востоком.
Своеобразными путеводителями раннего Средневековья были дневники и заметки путешественников, купцов и ученых, к примеру "Сафар-наме" ("Книга путешествий") таджикского философа Носира Хусрава или "Сурат-ул-Арз" арабского географа Ибн Хаукаля.
Увы, мирную торговлю на Шелковом пути в XIII веке нарушило разрушительное монгольское нашествие, ставшее настоящей катастрофой для Центральной Азии. Значение сухопутного торгового маршрута заметно угасает, хотя некоторые из его ответвлений, названные "капиллярными путями" просуществовали до начала XX века в высокогорном узле, связывающем Таджикистан, Афганистан, Китай, Пакистан и Индию.
Не шелком единым
Но чем же именно торговали наши предки помимо китайской роскоши и собственных драгоценных минералов?
Из Ферганской долины в западные и восточные регионы отправляли бирюзу, оружие, ткани из хлопка, медь. Отсюда же в Китай поставляли знаменитых "небесных", ферганских коней.
Сила лошади и мастерство всадника: праздничный бузкаши в Душанбе
До этого времени китайцы использовали мелких лошадей, и понятно их восхищение высокорослыми скакунами, ставшими одним из главных объектов регионального экспорта. Так, жившие в Восточном Туркестане (современный Китай) вожди тохаров, скупали ферганских коней для борьбы с гунами и особенно для своего стремительного продвижения на юго-запад и захвата Греко-Бактрии.
Из уструшанского города Мадисманда поставляли лучшие в Согде мечи и ножи; из Гиссарской долины везли зерно, шафран, из Бутама в Верхний Зеравшан везли золото, серебро, серу; из Бадахшана - благородную шпинель, лазурит, гранат и опять же золото. В X веке в Европе бадахшанский лазурит использовали как основу для ультрамариновой краски, которой расписывали дорогие рукописи.
Шелковый путь был всегда дорогой с двухсторонним движением, и из Китая по этим же проторенным путям шли караваны с шелком, красителями, порохом, чаем, пряностями, бронзовыми зеркалами, фарфором. Китайское влияние ощущалось и в художественных сюжетах согдийской живописи, манере письма, а также моде.
Торговые трассы древности неизменно пролегали по территории современного Таджикистана. Наличие сравнительно удобных и простых маршрутов в горном массиве способствовало тому, что из пяти наиболее известных трасс Великого шелкового пути три проходили по таджикскому высокогорью.
Реконструировать их возможно по узнаваемым природным и историко-культурным памятникам, географическим названиям, а также греко-римским, китайским, согдийским, персидско-таджикским и арабским письменным источникам.
Первый путь, Согдийский, проходил из Самарканда в Коканд через Пенджикент, Истаравшан и далее в Ферганскую долину. Второй, называемый иногда "Каратегинским", соединял Термез с китайским Кашгаром и проходил через Гиссар, Душанбе, Гарм, долины киргизких рек и Алайскую долину.
Третий, известный как "Хатлонский", вел из Балха в Кобадиан, Левканд и в районе Вахдата соединялся с каратегинским путем. Другое ответвление из Куляба вело через Дарваз на Памир. И наконец, четвертый путь, называемый "Памирским", вел из афганского Балха в Шугнан и Хорог, разделяясь на три ветви.
Чему учат древние
О Великом шелковом пути, объединявшем в прошлом Восток и Запад, вспомнили в 1990-х годах, когда была разработана комплексная программа ЮНЕСКО "Шелковый путь - путь диалога", которая была призвана обратить внимание на богатое историко-культурное наследие народов, проживающих в регионе.
В 1989-1991 гг. в рамках программы через Таджикистан прошли маршруты двух Международных автомобильных экспедиций "Шелковый путь" и "Степной путь". Основную часть участников автопробега составили ученые и журналисты различных стран мира, представители японской телекомпании "Асахи", снимавшие фильм о Шелковом пути.
Уникальные памятники археологии и архитектуры, неповторимая по красоте природа - это то, что привлекает зарубежных туристов в Таджикистан. Увы, сами мы иногда этого не замечаем.
Мы привыкли к тому, что ученые исследуют прошлое как историю государств, смену династий, череду войн. Однако сегодня для нас становится важным изучение интеллектуальной истории, научных открытий, сделанных в Центральной Азии, Индии, Иране и Китае.
Экскурс в древность и Средневековье позволит подтвердить закономерность процесса единения стран во времени и пространстве на разных этапах развития, раскрыть историю глобальных передвижений народов, языков, идей, распространения культурных, материальных и духовных ценностей. Знакомство с богатым наследием прошлого позволит извлечь из него надлежащие уроки для настоящего и будущего.