За счет инвестиций и кредитов Поднебесной власти Таджикистана строят дороги, возводят ЛЭП и реконструируют промышленные предприятия, что позволяет республике наращивать экспорт товаров, в частности, цемента. А благодаря своей гуманитарной политике "мягкой силы" китайское образование стало одним из самых популярных, наряду с российским и европейским.
Сделка с Китаем расторгнута: "Таджик Азот" выставили на торги
Важно и то, что Пекин, выдавая кредиты и гранты, обычно не ставит никаких политических условий, отмечает политолог Шерали Ризоён.
При этом он обращает внимание, что у такой щедрости есть и обратная сторона.
По словам Шерали Ризоёна, кредитная зависимость государства и агрессивная трудовая политика на китайских предприятиях в Таджикистане нередко вызывают раздражение и недовольство со стороны рядовых граждан, которые считают, что КНР фактически проводит тихую экспансию в республике.
"Многие эксперты и журналисты с опаской смотрят на китайский проект. Весомым аргументом является то, что инвестиции осваиваются самими китайскими предприятиями, а граждан Таджикистана туда не берут. Есть и опасения, что республика не сможет выплатить кредиты и станет просто источником полезных ископаемых для КНР", - пояснил политолог в ходе конференции АНО "Институт исследований Центральной Азии", посвященной развитию Таджикистана.
Золотая лихорадка: как Китай богатеет за счет таджикских драгметаллов
По его мнению, антикитайские настроения провоцируются самими предприятиями КНР, как, например, это было на предприятии "Зарафшон", когда местным жителям запретили вывозить камень для личного строительства или сброс отходов в реку Шинг, в результате чего погибло множество рыбы.