1 сентября 2004 года в Беслане Республики Северная Осетия - Алания группа террористов под руководством Расула Хачбарова захватила здания средней общеобразовательной школы № 1.
Утром, во время проводившейся во дворе учебного заведения праздничной линейки, посвященной Дню знаний, из подъехавшего, укрытого тентом грузового автомобиля внезапно выскочили вооруженные люди и, открыв стрельбу из автоматического оружия поверх голов собравшихся, стали сгонять всех присутствующих в спортзал школы.
В общей сложности в заложниках оказались почти 1130 человек. На третий день в школьном спортзале произошли взрывы. В результате заложники начали выбегать из здания и силами Центра специального назначения Федеральной службы безопасности (ЦСН ФСБ) был предпринят штурм.
Президент ассоциации сруппы "Вымпел" полковник Валерий Попов рассказал, что находился рядом с оперативным штабом, который был организован рядом с административным зданием еще до приезда спецназа.
"Взрыв произошел по моим часам в 13:03. Сначала один взрыв, секунд через 25-30 - второй. Скорее всего, это была детонация", - сказал он.
По словам Попова, после взрыва фактически началось стихийное освобождение выбегавших заложников, по которым в спины стреляли террористы. Он уточнил, что первыми вступили в бой все находившиеся тогда рядом со школой, в частности, группа подполковника "Вымпела" Дмитрия Разумовского.
"Скорее всего, те взрывные устройства, которые там находились, не были профессионально подготовлены. <...> Температура тогда была за 30 градусов, а в спортзале она была еще больше - могло плавиться все, что угодно. Даже люди, которые стояли на "лягушке" сутками, в том числе из террористов, тоже могли не выдержать", - предположил Попов.
Полковник уточнил, что если бы не взрывы, штурм школы произошел бы по подготовленному спецназом сценарию.
Попова также смущает, что боевики не выдвигали никаких условий.
"Второго числа террористы пустили к себе единственного переговорщика Руслана Аушева. <...> (Позже - ред.) я у него спросил: "Руслан, есть ли какие-то условия?" Он ответил, что никакие условия не ставят: "Сказали, что завтра, 3-го числа, я снова должен прийти, и тогда они выдвинут все свои условия", - вспоминает эксперт.
По мнению Попова, с террористами было бесполезно договариваться с самого начала.
"Мое субъективное мнение, что они пришли убивать, они не пришли договариваться. Им нужна была такая мировая трагедия, наверное, чтобы обратили внимание", - заключил он.