Президент Трамп уволил министра обороны сразу с тремя его заместителями. Десять человек вылетело из Совета по оборонной политике, девять — из Совета по оборонному бизнесу. Вместо них туда пришли ставленники Трампа. Один из них, Скотт О’Грейди, назвал в своем твиттере победу Байдена на выборах "попыткой военного переворота", пишет автор РИА Новости.
Параллельно на местах сторонники Трампа начали призывать президента ввести в стране военное положение. Руководитель отделения "Чайной партии" Том Завистовски выкупил целую полосу в протрамповской газете Washington Times и опубликовал обращение своих соратников к президенту. В нем движение "Мы народ" просит главу государства ввести военное положение и снова провести выборы. Основная идея — голосовать только бумажными бюллетенями и перед голосованием предъявлять удостоверение личности с фотографией.
Почему только ЛГБТ помогут Байдену собрать "Саммит за демократию"
Наконец, в эфире телеканала Maxnews ввести военное положение предложил генерал Майкл Флинн, экс-советник Трампа по безопасности, экс-директор Разведывательного управления Минобороны. "Говорят, будто военное положение — это что-то, чего никогда у нас не было, — сказал он в интервью. — На самом деле военное положение вводилось у нас 64 раза".
Сразу разгорелись споры о том, что можно считать военным положением, в каком случае его может применять президент, в каком — власти штата, как все это связано с законом о мятеже. Однако как ни назови, исторические факты — упрямая вещь: на протяжении всего XX века американские солдаты при поддержке танков и авиации регулярно оккупировали американские города и штаты, устанавливая там режим военного времени.
Регулярное применение военной силы против собственных граждан — довольно щекотливая тема в Америке. Обычно о ней не любят говорить. Но выборы-2020 порвали все шаблоны. Тема возможного военного переворота и введения военного положения открыто дебатируется гражданами и в ведущих СМИ.
Это свидетельствует о том, насколько высоки ставки. Похоже, на наших глазах разрушается та грань между публичной политикой и частной жизнью, которая долгое время была сильной стороной демократии в Америке. Как ни воевали политические соперники во время предвыборной кампании, после выборов обычно все устаканивалось. Бывшие враги зарывали топор войны в землю и мирно усаживались рядом в советах директоров.
Американцы догадались, что Трамп и корпорации их грабят
Не то сегодня. Сторонники Трампа на местах всерьез опасаются мести сторонников Байдена. Перепуганные родители просят поддержать своих детей, которых травят одноклассники за кепку с надписью "Сделаем Америку великой снова".
Буревестница левой революции конгресс-вумен Александрия Окасио-Кортес спрашивает соратников по Демпартии: "Кто-нибудь архивирует записи трамповских прихвостней, а то ведь скоро они будут отрицать или преуменьшать свое соучастие? Полагаю, в ближайшем будущем они начнут тереть свои твиты, тексты и фото". "Скриншоты твиттера будут означать конец карьеры и тюремный срок", — с энтузиазмом поддерживает ее комментатор.
Американская политическая элита любит косплеить Древний Рим, и сегодня все выглядит так, будто демократы, захватив Капитолий, собираются осуществлять старую добрую практику репрессий и люстраций. В Древнем Риме победителям в гражданской войне подносили отрезанные головы их политических врагов. Хочется надеяться, что до голов не дойдет и для трампистов все обойдется лишь отставкой и тюрьмой.
Эта личная ненависть и жажда мести, которая рвет сегодня всю ткань политических традиций и приличий, объясняет и странное поведение президента Трампа. С одной стороны, он производит монументальные перестановки в руководстве Пентагона и о чем-то договаривается с военными. С другой — открещивается от идеи введения военного положения. То зовет своих сторонников на митинги, то эти митинги игнорирует. То произносит зажигательные речи, обещая бороться до конца, то едет отдыхать.
Кому грозит одиночество - Америке Байдена или Трампу?
Его непоследовательность объясняется банальным человеческим испугом. Все-таки он живет в стране, где довольно сильны традиции убийства неугодных президентов — от Линкольна до Кеннеди. И это уж не говоря о многочисленном семействе Дональда Трампа — его детях, внуках и прочей родне. Та ожесточенная травля, которой все четыре года подвергался в соцсетях его младший сын Бэррон, напугала бы кого угодно.
Вмешательство военных, массовые протесты, плавно перерастающие в побоища, угрозы и обещания отомстить, открытое обсуждение темы путча — все это свидетельствует о глубокой архаизации американской политической системы. Поразительная деталь: американские избиратели только сейчас сообразили, что при голосовании на участках хорошо было бы предъявлять удостоверение личности с фотографией. Будем надеяться, к следующим выборам они осознают необходимость приглашения иностранных наблюдателей. Спойлер: это работает.
Предшественник Дональда Трампа Барак Обама не раз называл Америку исключительной страной. Нынешние президентские выборы доказывают его правоту. Пожалуй, нигде в мире избрание главы государства не сопровождается сегодня такими эксцессами.
Огромный вброс: как мафия поддержала Байдена на выборах президента США
Вот разве что в Гондурасе после президентских выборов 27 ноября власти ввели комендантский час и военные патрули. В Центральноафриканской Республике накануне общенациональных декабрьских выборов тоже много стреляют. Власти ЦАР уже попросили о помощи Россию. Может, американским властям стоит подумать над этим вариантом?