Внешнеторговый товарооборот по сравнению с 2019 годом сократился на 6,4% — со 110,5 до 103,4 миллиарда долларов. Это чуть ниже уровня 2018 года, но аж на 38,4% лучше, чем в 2015-м — году максимального обвала внешней торговли на Украине, пишет автор РИА Новости.
Впрочем, баланс внешней торговли для Украины все равно остался традиционно отрицательным. Просто дефицит в торговле снизился с 10,3 до пяти миллиардов долларов.
Хотя в условиях нынешнего кризиса именно главные товары украинского экспорта (зерновые, подсолнечное масло и железная руда) падение цен на мировых рынках практически не затронуло. На фоне обвала мировых цен на энергетическое сырье именно это в значительной мере и позволило вдвое сократить внешнеторговый дефицит. Еще одной причиной стало сокращение потребления продукции населением в условиях кризиса.
На украинских электростанциях заканчивается уголь
В то же время очень показателен тот факт, что даже при очень благоприятной мировой конъюнктуре цен на основные экспортные и значительную часть импортных товаров украинская экономика все же не смогла покрыть поставками своих товаров приобретение чужих. Виной тому сугубо сырьевая структура украинского экспорта. Еще 30 лет назад украинская экономика была заточена наоборот — под поставку товаров конечного потребления с высокой добавленной стоимостью. Что среди прочего позволяло обеспечить и занятость довольно большого и плотно размещенного населения. Но потеря российского рынка и полное открытие своего рынка для товаров стран Евросоюза и ряда других стран стала убийственной для украинской перерабатывающей промышленности. Она не только не смогла заместить российский рынок другими рынками, но и в существенной мере потеряла собственный.
В 2020 году экспорт украинских товаров сократился в сравнении с 2019 годом всего на 0,9 миллиарда (1,7%), до 49,2 миллиарда долларов. Это выше уровня 2018 года, но заметно ниже уровня 2014-го, когда Россия еще не закрыла свои рынки.
Всего на четыре вида товаров (зерновые, черные металлы, подсолнечное масло и железная руда) приходится 55% экспорта.
Прокуратура Украины подозревает Сталина в том, что тот еще жив
Импорт сократился по сравнению с 2019 годом на 6,2 миллиарда долларов (10,2%). А по сравнению с тучными "домайданными" временами, в частности с 2013 годом, — на 30%.
Структура импорта при этом выглядит совсем иначе. На первом месте минеральное топливо, то есть уголь, газ, нефть и нефтепродукты — восемь миллиардов долларов. А вот далее высокотехнологичная продукция — ядерное топливо и комплектующие к реакторам (5,8 миллиарда долларов), наземный транспорт (5,5), электрические машины (5,3), полимерные материалы и изделия из них (2,6), фармацевтические препараты (2,5).
На практике это означает следующее. Самым ходовым товаром украинского экспорта уже не первый раз стала кукуруза. Когда Украину кто-то пытается назвать банановой республикой, это звучит несправедливо. Скорее республика кукурузная. А, например, самым покупаемым новым импортным автомобилем стала Toyota RAV 4. Так вот, таможенная стоимость (не стоимость в автосалоне!) этого автомобиля в средней комплектации примерно равна таможенной стоимости 150 тонн кукурузы. Но и это не все.
При этом надо иметь в виду, что добавленная стоимость при выращивании кукурузы совсем невелика. Соответственно, количество рабочих мест, создаваемых при ее выращивании, тоже. В отличие от тех же параметров при производстве автомобиля. И ведь легковой автомобиль не является чудом технологий с высочайшей добавленной стоимостью. Еще не так давно Украина поставляла на мировой рынок в товарных количествах, например, турбореактивные двигатели. При их производстве создавалось в десятки раз больше добавленной стоимости, чем при производстве RAV 4. Но Украина сделала выбор в пользу кукурузы.
Прошлый год, как уже упоминалось, был удачен для Украины в смысле цен на энергетическое сырье. Все помнят, как весной цена нефти обваливалась чуть ли не до нуля, а газ стоил 70 долларов за тысячу кубометров. Некоторые страны закупили эти товары впрок. Но не Украина. Расходы на импорт минерального топлива в 2020 году по сравнению с 2019-м Украина сократила очень существенно — с 12,2 до восьми миллиардов долларов. Во многом за счет этого сократив дефицит торгового баланса. Но при этом и самого топлива ввезли 35,4 миллиона тонн вместо 41,8.
Период распада: Украина остановила добычу урана
Причем сокращены были закупки и газа, и нефти с нефтепродуктами, но особенно угля (с 21,1 до 17 миллионов тонн). Это явно послужило одной из причин нынешнего угольного кризиса на Украине.
Торговля Украины с Россией продолжает сокращаться: в прошлом году она ужалась еще на 29%. Россия впервые стала третьим по величине торговым партнером Украины, пропустив вперед Польшу. Правда, это с учетом закупок Украиной якобы европейского газа. Для поклонников провозглашенного Петром Порошенко лозунга "Прочь от Москвы!" это, безусловно, перемога. Правда, имеется тут и зрада: даже без учета газа сальдо торговли с "агрессором" остается сильно отрицательным: минус 1,8 миллиарда долларов. Впрочем, еще больший дисбаланс у Украины наблюдается в торговле с США и Германий — минус 2,1 и минус 3,1 миллиарда долларов соответственно. Но тут уж ничего не попишешь — колониальный статус предполагает такое.
Проблемы во внешней торговле Украине купирует экспорт рабочей силы, то есть гастарбайтеры. Перечисления от них учитываются по статье "трансферты", но если бы они учитывались в качестве живого товара, то торговый баланс все еще был бы положительным. В 2020 году, по оценке Национального банка, они составили десять миллиардов долларов, сократившись лишь на 20% по сравнению с предыдущим годом. Что совсем немного для года пандемии, карантинов и ограничений. Пожалуй, это единственная надежда Украины на текущий год, поскольку в остальном перспективы внешней торговли не радужные - как в связи с восстановлением цен на энергоресурсы, так и в связи с продолжающейся деградацией украинской промышленности.