Едва нашли флаг Таджикистана: как Расул Бокиев начал прославлять республику

© SputnikНа занятии в школе Расула Бокиева, архивное фото
На занятии в школе Расула Бокиева, архивное фото - Sputnik Таджикистан, 1920, 04.05.2021
Подписаться
Бронзовый призер Олимпийских игр, обладатель Кубков мира Расул Бокиев рассказал Sputnik о визите в Таджикистан, своей карьере, работе тренером и мечтах
ДУШАНБЕ, 4 мая — Sputnik. Известный таджикский дзюдоист прибыл с визитом на родину. В Таджикистан он привез российских борцов на соревнования, сам выступал в качестве рефери на нескольких турнирах, встретился со спортивной общественностью.
Также Расул Бокиев дал интервью корреспонденту Sputnik Таджикистан.
Расул Бокиев ныне ведет активную тренерскую деятельность в Москве. Именитый таджикский спортсмен пять лет назад открыл школу. Теперь он тренирует детей и взрослых.
Известный таджикский дзюдоист Расул Бокиев  - Sputnik Таджикистан, 1920, 06.06.2020
Новости мигрантов из Центральной Азии в России
Таджикский дзюдоист Расул Бокиев помог детям в рамках акции "Спасибо вам"
Отметим, что Расул Бокиев хотел выступать до 2016 года и после Олимпиады в Рио завершить карьеру, но, не получив должной поддержки, решил посвятить себя тренерской работе раньше времени.
Как рассказал Sputnik Таджикистан известный дзюдоист, на родину в этом году его пригласили соотечественники, причем Бокиев приехал не один, а привез и российских дзюдоистов - на соревнования по гуштингири. Расул был судьей на соревнованиях в Кулябе, которые состоялись в марте и апреле. Также был гостем на других спортивных мероприятиях.
- Традиционно в Таджикистане проводятся различные весенние соревнования. Причем состязания борцов и дзюдоистов проходят и в марте, и в апреле. Чем больше различных турниров - тем лучше для самих борцов, для приобретения опыта и улучшения навыков, и для зрителей, - отмечает Бокиев.
По его словам, он прибыл в Таджикистан в качестве судьи на турнир, который организовал его соотечественник, предприниматель Асадулло Сироджев.
- Мы часто проводим подобные состязания. В этом году вот пригласили на турнир в Куляб всех представителей дзюдо, самбо, борьбы кураш. Из Москвы приехали спортсмены, Заслуженные мастера спорта, чемпионы мира по самбо, чемпионы России по дзюдо, призеры Кубков Европы по дзюдо. Таких хороших спортсменов-международников. Они участвовали в мероприятии, все остались довольны.
Им очень понравился Таджикистан: Душанбе, Куляб, наше отношение, гостеприимство. Авиабилеты, гостиница, питание - все было за счет Асадулло. Это все делалось для того, чтобы таджикские борцы увидели другой уровень борьбы, чтобы ознакомились с международниками - среди них известные борцы Саян Хертек, Руслан Киселёв, Али Турсунов.
- Что еще, помимо состязаний, входит в ваш план визита?
- Я со своей командой сейчас занимаюсь одним проектом. У нас есть школа в районе Рудаки - это одна наша база в Таджикистане. Другая база находится в Москве. Мы сотрудничаем с ними, отправляем более подготовленные кадры в Москву для получения нового опыта. Если найдутся инвесторы, хотим открыть школу и в Душанбе. Ищем людей, которые заинтересованы в профессиональной школе дзюдо, мы готовы сотрудничать.
Расул Бокиев - Sputnik Таджикистан, 1920, 17.06.2018
Таджикский дзюдоист Бокиев может принять заграничное предложение
Можем открыть школу и в Душанбе, и в Худжанде, и в других городах. Я предлагаю всем. Когда я обратился с таким предложением в федерацию страны, они не поддержали, поэтому пришлось все делать своими силами. Школа в районе Рудаки уже была - ее открыл наш отец, в Москве открыл я - как филиал. Хотим развиваться и расширяться.
70% моих учеников в Москве - наши соотечественники, 30% - местное население. Школа в поисках единомышленников. У нас есть база, схема развития детско-юношеского дзюдо, молодежного, взрослого и профессионального. Еще есть такая схема - мы готовы приехать, начать процесс, обучить наших тренеров и дальше запустить процесс. Это делается во благо развития и спорта в целом.
- Обращались ли с такими вопросами в более высокие по статусу организации и комитеты?
- Они сказали, что у них нет ресурсов и возможностей. У них есть другие направления для развития. Поэтому я не настаивал, я сделал предложение, они отказали. Поэтому я делаю это сам. Я уверен, есть наши соотечественники, у которых есть возможности. Тот же самый Асадулло Сироджев. Его никто не заставляет, он не берет какую-то часть финансов от государства или министра спорта, чтобы провести турнир. Он делает это во благо народа. Знаете, какая это радость и польза для наших спортсменов - один раз выйти на борьбу и подержаться за чемпиона мира?
Например, наши таджикские недавние призеры и чемпионы мира в разных видах не признают такие турниры и не приехали на эти состязания, но зато чемпионы мира из России приезжают вот и участвуют в таких мероприятиях. Это говорит о многом.
- То есть некоторые таджикские спортсмены отказались приехать на турнир?
- Наши чемпионы ссылаются на то, что кто-то им запретил. Но я не вижу в этом повода для отказа. Если ты действующий спортсмен, ты стал чемпионом мира, то не факт, что через месяц или полгода ты снова станешь чемпионом. У нас новое поколение дзюдоистов, и когда находишься на профессиональном уровне, постоянно должен доказывать свое мастерство.
К примеру, каждый год, когда проходит чемпионат республики, все обязаны выступать. Конечно, если у тебя 100% неоспоримый уровень, то в этом случае ты можешь не участвовать. Принимается решение федерации, старшего тренера и всех наставников, потому что школ много, всех надо взять. Надо учесть, что это тоже наши спортсмены. Сегодня ты добился результата, нельзя лишать другого парня такого же. Нельзя одного человека вести до пенсии, чтобы он стал чемпионом. Надо и других делать чемпионами. Пусть он с чемпионом и поборется. Данные мероприятия для этого и проводятся.
В Москве действует школа таджикского дзюдоиста Расула Бокиева - Sputnik Таджикистан, 1920, 06.10.2016
Расул Бокиев: недопустимо вовлекать детей в бои без правил
Поэтому мы остались довольны спортсменами, которых пригласили из России. Они показали высокий уровень. Несмотря на погодные условия и звания заслуженных мастеров спорта, они приехали и боролись. Это профессионализм. А наших спортсменов, которые один раз где-то засветились, их, может быть, потом вообще больше не увидим нигде. Если бы я ссылался на свои награды и не признавал бы такие турниры, то это было бы очень некрасиво с моей стороны и неправильно. Если меня пригласили, я обязательно принимаю участие, потому что я знаю, что это спорт, и мы участвуем в благом деле. Я должен делиться опытом и знаниями. Я считаю, что это моя обязанность.
Благодаря таким людям, как Асадулло Сироджев, у наших спортсменов появляется возможность показать себя и получить достойные призы. Поэтому мы работаем в этом направлении - нам нужно еще несколько человек, как он. Все это делается для блага наших детей. Если спорткомитет и федерация это не поддерживают, надо опустить свои руки и сказать, пусть все идет своим ходом? Нет. Мы и в Москве это делаем. Большая часть наших проектов проходит с нашими соотечественниками.
- Правда ли, что спортивное руководство Москвы очень довольно вами и вашей школой?
- Думаю, так. Мы многое делаем для этого. Вы знаете, меня здесь, в Таджикистане, не поддержали, но Федерация дзюдо Москвы мне помогла финансами, чтобы я открыл школу дзюдо. Причем они настаивали, чтобы я назвал школу дзюдо именем Расула Бокиева, призера Олимпийских игр. Хотя я на Олимпиаде поднял флаг Таджикистана.
Меня удивляют некоторые моменты. Например, почему таджикская федерация не использует в благих целях Расула Бокиева, который развивает дзюдо, старается и для детей, и для профессиональных спортсменов? Ведь федерация дзюдо для этого и существует. У нас же не 10 олимпийских призеров.
- И почему же вас не используют, не привлекают?
- Мне непонятно это. И делал много предложений, хотел заручиться поддержкой. Вопросов финансовых вообще не стояло. Так было и ранее. Увидел, что нет смысла дальше работать с этими людьми, потому что можно потерять время, поэтому завершил карьеру раньше времени. Я еще должен был бороться на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, после этого были цели выступить на нескольких чемпионатах мира.
А вообще скажу, что в 2004-2005 годах были тяжелые моменты в Москве, но я не сдавался, я знал, что должен был себя показать. И я начал показывать результаты. В 2007 году в Будапеште я выиграл Кубок мира по дзюдо (в Таджикистане тогда даже не знали еще по сути, что такое Кубок мира и какого он уровня). Да и в Будапеште с трудом нашли флаг Таджикистана, сняли его с трибун, где все висят флаги. Они не смогли найти гимн Таджикистана, и наш гимн не прозвучал. Они не знали, что есть такая страна Таджикистан и там есть сильные борцы.
Вот с чего начинал, вот так я начал прославлять нашу республику! А потом, когда мы набрались опыта и готовы были делиться им с нашим поколением, готовы были воспитать не одного олимпийского призера, федерация дзюдо и спорткомитет страны не поддержали нас.
Министр спорта прямо сказал мне, что мы в этом не заинтересованы, т. е. у нас нет возможности тебе помочь. Хотя я не просил денег, я попросил поддержки.
- Что было дальше?
- Мне пришлось развивать школу в Рудаки, выстраивать весь процесс тренировок, взял тренеров, и они начали работать. Затем поехал в Москву. Сделал то же предложение, они не только меня приняли, но и начали еще финансировать. Потом появился филиал в Москве.
Также делаем предложения для других районов, не просто кувыркаться, а чтобы была именно профессиональная школа дзюдо с этикетом и стандартами. Важно знать, что такое зал дзюдо, что он значит для спортсмена, какое уважение надо проявлять, - мы именно этому обучаем. Это не просто взял и надел кимоно и побежал.
- В Таджикистане, кстати, немало различных школ дзюдо. Что можете сказать о них?
- Об их уровне и процессе тренировок? Я не знаю, что сказать, потому не знаком с их работами. То, что они открыли школу, это хорошо. Пусть будет 10 школ, люди сами выберут, куда пойти. Думаю, таким школам надо помогать. Нельзя всегда ссылаться на деньги. Хорошие слова, приятное отношение, поддержка - хотя бы это дайте. Никто денег не просит.
Просто просят поддержать проект, вы можете прорекламировать, рассказать об идее проекта СМИ, сказать, чтобы поддержали проект. Появятся достойные люди, которые скажут, что это для блага республики. Мы ведь не говорим об этом людям, у кого нет возможности. Мы должны объединиться и осуществить это общими усилиями.
- Интересно ваше мнение по выступлениям наших спортсменов на международной арене, на азиатском уровне, на мировом.
- Я занимаюсь своими проектами, в чужие дела не лезу. Это дело старшего тренера дзюдо республики, это дело федерации дзюдо. Они должны этим заниматься, у них должен быть проект, должна быть стратегия. Мое дело - больше развивать школы и детей, я больше занимаюсь этими вопросами. Я за ними не слежу пристально, могу лишь услышать общую информацию, увидеть что-то в соцсетях, например, наш таджик занял призовое место, порадуюсь, поставлю лайк, напишу, что молодец.
Но я не могу судить и дать оценку по их подготовке. Если бы я занимался, я бы вам сказал, они прошли эту подготовку, кто-то получил травму и т. д. Я вел бы свою политику иначе, нежели которая сейчас идет, потому у тренеров цель одна, но пути разные. Очень важно идти по правильному пути, потому что спортивная карьера недолгая, ее надо правильно использовать, иначе можно все потерять. Я вижу это именно так. У меня своя стратегия, она неплохо работает. У меня есть результаты по своему направлению.
- Будучи спортсменом, вы показали отличные результаты. Сейчас у вас есть какая-нибудь мечта, о которой можно говорить, глобальная цель, к которой вы стремитесь в своей деятельности?
- Есть мечта - воспитать олимпийского чемпиона. Но для этого одного моего желания мало. Мне нужен спортсмен, у которого есть такие же цели и желания, который готов отдаться целиком и полностью в этом направлении. Только так мы можем добиться результата. За свою 5-летнюю карьеру тренера я видел немало спортсменов, которых ведешь долго, готовишь, а в один прекрасный день они говорят, что хотели бы совместить работу с тренировками, что будут посещать зал, когда у них будет время…
Это совсем не то. Потерять пять лет жизни на людей, которые не ценят твои идеи, не ценят твой путь… Мне нужен борец, какой был у моего отца - у него был Расул Бокиев. Ему дали установку и сказали: "Твоя цель - встать на пьедестал Олимпиады", и с этой целью его отправили в Москву.
Я был там один, и я там не потерялся, я никогда не уничтожал идею своего тренера и своего отца. Я отдался этим словам и целям, которые мне поставил тренер. Были трудные моменты, травмы, но в итоге я поднялся на пьедестал, я осуществил цель своего тренера. Вот такой Расул нужен мне, который скажет, что готов, и сделает все возможное. У моего отца был Расул, а у меня пока нет такого Расула.
Лента новостей
0